В настоящее время, погруженные в суету повседневной жизни, мы часто не успеваем осмыслить многое. Как появился человек? Зачем и для кого мы живем? Какова наша цель в жизни? Зачем нужны моря и горы? Кто создал огромные планеты? Кто поддерживает равновесие в мире, не давая им столкнуться друг с другом? Да, вопросов много, и ответов немало. «Зачем человек приходит в мир? Он стремится познать окружающий мир. Он определяет направление своего будущего. Он хочет оставить потомство. Человек приходит в этот свет, чтобы жить, чтобы познать себя», — говорит писатель Аким Ыскак. Тем не менее, нельзя сказать, что жизнь человека на земле ограничивается этим.
Конечно, существует множество учебников и специальных книг, подробно объясняющих природу нашего окружения и общества. Известно, что в советский период идея о том, что человек произошел от обезьяны, преподносилась как незыблемая догма. Слава Аллаху, с обретением независимости и становлением суверенным государством раскрылось многое, и истина религии, которая была нам неизвестна и скрыта, засияла, как солнце, пробивающееся сквозь тьму. Конечно, вера в единого Аллаха была у нас изначально. Даже в период жестокой тоталитарной системы были те, кто молился и постился дома, скрываясь. Однако за семьдесят лет настолько глубоко укоренилось в сознании молодого поколения понимание «Бога нет», что некоторые представители старшего поколения до сих пор больше верят заветам Ленина, чем книгам, ниспосланным Создателем на землю.
Итак, почему Всевышний Аллах, сотворив восемнадцать тысяч миров, поставил Адама выше чистейших ангелов? В 30-м аяте суры «Аль-Бакара» Священного Корана Всевышний сказал Своим ангелам перед сотворением человека: «Я установлю на земле наместника». (Ангелы) сказали: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять беспорядки и проливать кровь? Ведь мы прославляем Тебя, восхваляем и превозносим Тебя».
Стоит отметить, что Аллах, помимо множества качеств, таких как сердце, воля, разум, сознание, совесть, наделил человека и чувствами, возбуждающими низменные страсти, такими как зависть, гнев. Поэтому, заметив склонность человека к злу, ангелы выразили свою обеспокоенность словами: «Неужели Ты установишь там того, кто будет сеять беспорядки и проливать кровь?». Это следует понимать не как возражение Аллаху, а как стремление постичь тайну сотворения человека.
Аллах сказал им: «Я знаю то, чего вы не знаете». Всевышний, сотворив господина Адама с особыми преимуществами, отличными от других творений, научил его именам и свойствам всех вещей. Об этом говорится в Коране, в аятах 30-33 суры «Аль-Бакара»: «Аллах научил Адама (мир ему) всем именам, затем показал их ангелам и сказал: «Назовите Мне их имена, если вы говорите правду». Ангелы сказали: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый». В это время Всевышний сказал: «О Адам! Поведай им их имена». Когда (Адам, мир ему) поведал им имена вещей, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное небес и земли, и знаю то, что вы обнаруживаете и скрываете?» Как видно из этих аятов, уровень человека выше уровня ангелов. То есть, когда ангелы убедились, что знания Адама намного глубже их собственных, они осознали свое ограниченное знание, увидев, что он способен покорять высоты, сравнимые с небесами. Таким образом, мы узнали, что превосходство человека над ангелами заключается в знании. «Но неужели мы угождаем Творцу только своими знаниями? Ведь есть люди, которые не научились грамоте в жизни?» — возникает закономерный вопрос. Великий русский писатель Лев Толстой пытается найти ответ на этот вопрос в своем произведении «Чем человек угоден Богу?».
Сюжет начинается так: «Известный в народе как «сапожник», Семен с женой и детьми снимает дом у одного мещанина. Заработка от шитья сапог не хватало ни на еду, ни на одежду. Впереди надвигалась суровая зима. У сапожника и его жены была одна общая шуба. Но и она была изношена до предела и грозила порваться. А сапожник больше всего беспокоился о покупке овечьей шкуры для пошива новой шубы к зиме. К осени, отрывая от семьи, они собрали немного денег. Сейчас у жены в сундуке было три рубля наличными и долг в соседней деревне. Так, после завтрака, сапожник надел поверх рубахи ватную куртку жены, шерстяной жилет, аккуратно сложил три рубля в карман и, взяв длинную палку, отправился в соседние деревни собирать долги».
Однако Семен, пытаясь получить долги от должников, ничего не добивается. Продавец кожи не дает в долг. Он пьет водку на двадцать копеек, которые ему дали за ремонт сапог, потому что другие не ценят его труд. Приближаясь к небольшой церкви, сапожник видит лежащего без движения человека. Удивительно, но, узнав, что человек, лежащий на морозе нагим, жив, он, хоть и поколебавшись, снимает с себя шерстяной плащ и одевает его. «Может, кто-то ограбил его?» — спрашивает он. «Нет, никто не трогал. Просто Бог так наказывает», — отвечает тот со вздохом. Он решает отвести его домой, пока тот не придет в себя. Жена, увидев это, приходит в ярость: «Он потратил все деньги на водку и хорошенько повеселился. Мало того, он еще и привел с собой бродячего друга!».
В этот момент автор рассказывает, что, несмотря на свою бедность, люди приближаются к Богу через человечность. «Было бы грехом не помочь, видя это. За это Бог может наказать и нас», — говорит он. Что это? Конечно, покорность Творцу. То есть, страх перед Аллахом. Сюжет становится еще более захватывающим.
«Увидев, что человек поминает Бога, жена еще раз посмотрела на него, и ее сердце смягчилось. Вспомнив, что он такой же человек, как и она, она растрогалась. Она подошла к печи и начала выносить всю еду из дома на стол. Поставила посередине чашки и квас. Принесла на стол и последний хлеб. Тот человек сказал: «Что еще можно сделать, кроме как смириться с волей Бога? Нет другого выхода. Так я лежал голый и замерзший, Семен увидел меня, пожалел, надел на меня свой плащ и привел сюда. А здесь ты пожалела меня и накормила. Да воздаст тебе Бог добром!» Мы видим, почему женщина, которая только что кричала, что он потратил все деньги на выпивку и привел домой нищего, так быстро изменилась.
Семен учит нищего Михаила шить сапоги для пропитания. «В народе пошла молва: «Никто не шьет сапоги так крепко, как рабочий Семена Михаил». И к дому Семена начинают стекаться люди, чтобы заказать сапоги. Однажды зимой к дому Семена подъехала повозка, запряженная тремя лошадьми, и вышел богатый человек, чтобы заказать сапоги из дорогого товара. Однако Михаил сшил не сапоги, а обувь для босых ног, чем расстроил хозяина. Но богач, заказавший сапоги, умер по дороге, и его жена, сказав, что ей нужна обувь для покойника, а не сапоги, отправила слугу. Здесь Лев Толстой намекает, что нищий был не простым человеком.
Однажды пришла женщина с двумя близнецами. Одна из близнецов хромала, прихрамывая. «Я хотела бы сшить для своих дочерей туфли на весну», — сказала женщина, рассказывая о судьбе своих приемных дочерей. Семен был удивлен, когда Михаил с восхищением смотрел на двух девочек, как на знакомых.
«Бог наказал меня. Сегодня Он простил меня. Поэтому я был озарен светом. А три раза, что я улыбался и смеялся с тех пор, как пришел сюда, означали, что я должен был узнать три слова Бога. Я понял слова Бога; первое слово: я понял, когда твоя жена дала мне еду, поэтому я улыбнулся. Второе слово я понял, когда богач пришел заказывать сапоги, и вот сегодня, увидев близнецов, я понял, каково третье слово Бога, и тогда узел развязался, и я просиял», — говорит Михаил. Что же хотел показать писатель через своего героя? Это становится ясно в конце произведения.
Он рассказывает, что он ангел, и однажды Создатель послал его забрать душу одной женщины, которая рожала близнецов и ее состояние ухудшилось. Женщина, увидев его, заплакала: «Ангел Божий! Мой муж недавно погиб под деревом, его могила еще не застыла. Если я уйду за ним, кто позаботится об этих сиротах? У меня нет ни братьев, ни родственников, кто бы позаботился о них. Не забирай мою душу. Если уж так, то помоги моим детям встать на ноги. Как они будут жить без меня?» — умоляла она.
«Мне стало жаль, и я положил одного ребенка на грудь матери, а другого дал ей в руки, и снова взлетел в небо. Придя к Богу, я сказал: «Я не смог забрать душу женщины. Она только что родила двух младенцев. Ее муж умер три дня назад. Мать умоляла меня не забирать ее душу». Тогда Бог сказал мне: «Иди и забери душу женщины, и тогда ты узнаешь три слова: первое, что есть в человеке? Второе, что написано на лбу человека? Третье – чем живут люди? Когда ты узнаешь эту тайну, ты вернешься на небеса».
Лев Толстой так описывает разницу между людьми и ангелами. По мнению писателя, человек превосходит ангелов своими качествами, судьбой и любовью к Творцу. Конечно, здесь не идет речь о превосходстве разума и знаний. А признаки характера и искусства искусно изображены в сюжете.
«Я снова спустился на землю и забрал душу новорожденной женщины. Младенцы остались полными сиротами. Тело умершей скатилось с кровати и наступило на ногу одной из девочек. Я взлетел в небо, чтобы отнести душу женщины Богу, но налетел ветер, и мое крыло сломалось. Ее душа полетела к Богу одна, а я упал на землю. Бог создал человека превосходнее всех творений. Тогда мы не могли понять, как это чудовище, созданное из этой земли, превосходит нас. Оказавшись в облике человека, я почувствовал голод и холод. Можно сказать, что я не находил себе места. Оглядевшись, я увидел вдалеке церковь. Я побежал, чтобы укрыться там. Но дверь была закрыта. Внутри никого не было. Я решил погреться у церкви, так как сильно замерз. Мой живот урчал. Это был первый раз, когда я почувствовал голод. Вдруг я увидел человека, идущего с сапогами в руках, бормоча себе под нос. Он был пьян. Как будто только что вышедший из могилы. Живой труп. Я подумал: «Этот человек мне не поможет». Потому что в его мыслях были только шуба и хлеб. Он посмотрел на меня с испугом и отвернулся. Мое настроение еще больше упало. Через некоторое время я увидел, что тот человек идет ко мне. Его вид был неузнаваем. От него исходил запах смерти, а теперь я увидел образ Бога. Он подошел ко мне, оделся и отвел домой. Когда мы вошли в дом, навстречу нам вышла его жена. От нее я тоже увидел образ мертвеца. От нее исходил смрадный запах мертвой души, и я задохнулся. Она хотела выгнать меня на улицу. Вдруг муж сказал ей о Боге, и женщина тут же изменилась. Когда она давала нам еду, я увидел в ее лице образ Бога».
Вот и проявляются в человеке такие качества, как человечность и милосердие, страх перед Творцом и надежда на Него. То, что ангел в человеческом обличье почувствовал голод, холод и дрожь, — напоминание писателя о том, что жизнь людей — это испытание.
«Мне вспомнились слова Творца: «Ты увидишь, что есть в людях». Я увидел в вас искру любви. Через год к нам в дом пришел один вельможа заказывать сапоги. «Сшей так, чтобы не гнулись, не изнашивались! Чтобы хватило на год», — начал он приказывать. А я видел за ним своего друга, ангела смерти. И тогда я понял, что богач умрет до захода солнца. Тогда мне пришла мысль: «Человек готовится на год, но вечером не знает, как сложится его судьба». Так раскрылась тайна второй загадки Бога.
Да, слова, вложенные писателем в уста героя, нельзя назвать ложными. Напротив, мы видим, что некоторые люди, не имея веры в загробную жизнь, беззаботно предаются сиюминутным удовольствиям этого бренного мира. Это напоминает нам о том, что мы не можем предсказать даже следующий час, не говоря уже о завтрашнем дне.
«Когда сегодня пришла женщина с двумя девочками, я сразу узнал девочек. Тогда мне вспомнилось: «Их мать просила у меня жизнь для дочерей». Человек может жить без родителей, но без Бога не может прожить и минуты. В тот момент я увидел в мачехе образ Бога. Она с такой большой любовью относилась к приемным дочерям. Так разгадка скрытых загадок Бога была решена, и я вернулся в свой ангельский облик», — говорит герой Михаил.
Да, человек должен понять, что не может прожить и дня без своего Творца. Почему иногда, когда люди забывают Аллаха, Он посылает нам молнии средь бела дня, чтобы привести нас к покаянию? Или Он сетует на то, что Его творения, упиваясь прелестями этого мира, забывают о загробной жизни? В четырех священных книгах, ниспосланных с небес на землю, когда Адам (мир ему) был поставлен выше ангелов, и им было приказано подчиниться ему, все, кроме Иблиса, подчинились приказу. Аллах создал разумных существ, начав с Адама (мир ему), а затем его спутницы – Евы. Из Корана мы знаем, что Адам был ниспослан на землю. Так началась его жизнь как прародителя всего человечества и первого наместника на земле. Ангел говорит, что восхищен качествами людей.
«В какой-то момент тело ангела стало обнаженным, полностью освещенным, ослепляющим светом; его голос звучал громко, как будто исходил с небес.
– Я понял, что все люди живут вечно не только заботой о себе, но и любовью. Мне не было суждено узнать, что нужно детям той женщины, чью душу я забрал. Богачу не было суждено узнать, нужны ли ему сапоги или обувь для умершего. Когда я был в человеческом облике, я остался жив не по своей воле, а благодаря доброте проходящего мимо человека и его жены. Сироты также остались живы благодаря состраданию и любви мачехи. Все люди будут жить вечно только потому, что в них есть любовь, именно этим они и живут. Раньше я знал, что Бог дает людям жизнь и хочет, чтобы они жили. Теперь мои глаза увидели и другое. Я знал, что Бог хочет жить вместе с людьми. Но я не понимал почему. Сейчас я понял, что их сближает любовь».
P.S.
Лев Толстой в своем произведении раскрывает и наглядно показывает качества, которыми люди угождают Творцу. Конечно, с мыслью писателя можно полностью согласиться. В конце произведения ангел Михаил ставит такую точку: «Теперь я понял, что человечество живет не заботой о себе, а одной лишь любовью. У кого сердце полно милосердия и любви, в том есть Бог, Бог с ним, потому что сам Бог – это Великая любовь».
Асхат Омирбаев
Национальный портал