ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Алихан БУКЕЙХАНОВ: Казахская земля – пуп земли, национальное достояние

Алихан БУКЕЙХАНОВ: Казахская земля – пуп земли, национальное достояние

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
26 июля, 2016
in Национальная история
0

Творческое наследие Әлихана Нурмухамедулы Бокейханова сегодня изучается историками и литературоведами, но научный анализ экономических взглядов деятеля кажется несколько запоздалым. По своей базовой подготовке Әлекең был экономистом. Он окончил экономический факультет Императорской лесной академии в Санкт-Петербурге в 1894 году. В одном из документов личного дела, зафиксированных в следственных материалах, он указал свою специальность как «оценщик». Современники признавали Әлекең глубоким знатоком казахской земли и ее природных богатств.

Формирование экономических взглядов Ә. Бокейханова, безусловно, связано с его участием в научно-исследовательских экспедициях под руководством Ф.А. Щербины (1896-1903 гг.) и академика С.П. Швецова (1903-1904 гг.). «Экспедиция Щербины», названная по имени ее руководителя, исследовала природную среду и системы хозяйствования и культуры 10 уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. Материалы экспедиции были опубликованы в многотомном издании, 4, 6, 9 и 11 тома которого вышли при участии Ә.Н. Бокейханова. 4-й том многотомного труда, например, посвящен Павлодарскому уезду, и историю заселения уезда, генеалогию родов и племен в нем написал Әлихан Бокейханов. Он также участвовал в подготовке очерков о Алтыбайской и Кызылтауской волостях.

Особенно плодотворной для Ә. Бокейханова стала экспедиция под руководством академика С.П. Швецова по экономическому исследованию районов вдоль Сибирской железной дороги. Участвуя в этой экспедиции, он завершил свое монографическое исследование, посвященное казахской овцеводству. Это был первый фундаментальный труд по казахскому овцеводству. Исследования казахской овцы проводились и ранее (например, А.И. Добромысловым и др.), и позже. Тем не менее, исследование Әлекең отличалось глубиной, тонкостью и всесторонностью в отношении породы скота, которую ценили казахи.

Теперь, по порядку, кратко остановлюсь на этих трудах. Итак, в труде Әлекең, связанном с историей населения Павлодарского уезда, мы находим такие интересные для нас сегодня исторические данные. Регион Кереку (так называет эту местность местное население) с давних времен был благоприятен для скотоводства и земледелия, земля была плодородной, это было благословенное место для людей. Поэтому за этот регион постоянно шла борьба между различными этническими общностями. Последняя из таких вооруженных стычек, как можно судить по устным преданиям, произошла в XVIII веке между казахами и калмыками.

В XVIII веке казахские роды Аргын, Кыпшак и Найман, окончательно вытеснив джунгарских калмыков из региона Кереку, расселяются в следующих районах. Кыпшаки – в северной части уезда, по правому и левому берегу Иртыша, найманы – разрозненными аулами среди различных родов, а в остальной части уезда расселяются ветви Аргынов: Мейрам, Басентин, Кандыгалы, а также Уак-Керей.

VI том материалов экспедиции Ф.А. Щербины посвящен Каркаралинскому уезду. Известный исследователь-ученый Л.К. Чермак, написавший введение к этому тому, пишет, что в подготовке этого тома, наряду с Ә. Бокейхановым, участвовали казахские интеллигенты, такие как Мажит Шоинбаев, Ережеп Итбаев, У. Абишев, Д. Сатыбалдин, и что Әлихан Нурмухамедулы внес особый вклад в подготовку материалов этого тома к печати.

В трудах Әлихана Нурмухамедулы встречается множество подобных исторических фактов. Эти изложенные сведения свидетельствуют о том, насколько глубоко деятель был осведомлен о жизни народа. Одной из причин такого высокого взлета личности Әлекең, вероятно, является не только глубокое знание пройденного его родным народом пути, но и тщательное осмысление этого пути.

Әлихан Нурмухамедулы был ученым, глубоко и тонко понимавшим преимущества и недостатки традиционного скотоводства казахского народа. С проницательностью ученого в этом отношении можно убедиться, ознакомившись со второй главой его монографического исследования, посвященного овцеводству. Выводы, сделанные в главе, основаны на статистическом исследовании казахских хозяйств в 12 уездах Семипалатинской, Акмолинской и Тургайской областей.

Әлекең сравнивает овцеводство на казахской земле с ситуацией в самых скотоводческих регионах России – Астраханской, Таврической губерниях и Области Войска Донского. Например, по данным на 1897 год:

В Астраханской губернии на 1 человека приходилось – 2,45 голов овец;

В Таврической губернии – 1,80 голов овец;

В Области Войска Донского – 1,05 голов овец.

По данным экспедиции Ф.А. Щербины, эти показатели составляли:

В Семипалатинской области – 5,47 голов;

В Акмолинской области – 3,93 голов овец.

Основываясь на этих показателях, Әлекең делает вывод: количество овец, выращиваемых для нужд жителей казахской степи, значительно превышает показатели самых скотоводческих губерний Европейской России.

В этой главе Әлекең, давая характеристику казахским овцам, пишет: «Белых овец разводят казахские байи, потому что из шерсти белой овцы изготавливают белый войлок, необходимый для казахской юрты. Но белая овца не выдерживает морозных зим. То есть для средних и бедных казахских хозяйств разведение белой овцы невыгодно, поэтому эти домохозяйства склонны разводить овец темных цветов. Большая часть казахских овец – серая и бурая».

Әлекең завершает свою характеристику казахской овцы следующими словами: казахская овца не заслуживает клеветнических слов, которые о ней говорят. Казахская овца обладает удивительной памятью, позволяющей ей свободно ориентироваться в пространстве. Например, молодой ягненок, ища новую пастбище, может отойти на 10-15 километров и легко вернуться на место выхода. Опытные овцы хорошо различают места с питательной травой на осенних и зимних пастбищах, при этом чабаны в условиях снежной зимы полагаются на находчивость овец, определяя пастбища, которые они могут раскопать из-под снега.

Характеристика Әлекең казахского скота отличается такой глубиной и теплотой. К каким выводам привели его участие в вышеупомянутых научно-исследовательских экспедициях, а также последующие наблюдения и исследования ученого?

В ходе участия в экспедициях, организованных для подготовки конкретных предложений центральным органам власти по исследованию традиционного хозяйства местного населения, системы землепользования и культуры, Әлихан Нурмухамедулы увидел имперскую политику в отношении казахской степи с новой, ранее не замеченной им стороны. Он убедился, что правительство в срочном порядке готовится к реализации стратегических мер в отношении казахской земли.

Наглядным проявлением этого стало начало правительством массового переселения казахских кочевых и полукочевых хозяйств к оседлому образу жизни. Общей целью двух экспедиций, в которых участвовал Ә. Бокейханов, было определение земельной нормы, необходимой для перехода казахских хозяйств к оседлому образу жизни. Переход казахских хозяйств к оседлости, в свою очередь, открывал бы путь царской власти к переселению и заселению казахских земель тысячами русских крестьян из внутренних губерний.

Российское правительство, отправляя научно-исследовательские экспедиции в казахскую степь, одновременно, в 1896 году, при Министерстве внутренних дел открыло Переселенческое управление. Для переселенцев из внутренней России в казахской земле были выделены шесть районов: Тургайский, Уральский, Акмолинский, Семипалатинский, Сырдарьинский и Семиреченский переселенческие районы. Плодородные земли, пригодные для земледелия в этих регионах, должны были быть выделены в качестве наделов переселенцам из внутренней России.

Иными словами, по расчетам российского правительства начала XX века, казахская земля, во-первых, служила средством для решения проблемы нехватки земли во внутренних губерниях империи, во-вторых, должна была стать источником промышленного сырья в очередной технологической схватке с западными государствами. А в процессе взаимного противостояния мировых держав, интересы малых этнических образований, входящих в состав империи, и их культурные ценности изначально не могли иметь столь высокого значения. Казахский народ, его природный и человеческий потенциал должны были служить резервом в противостоянии России западным государствам.

В таких условиях возникли вопросы: каковы возможности казахского общества выдержать такое суровое испытание, чем казахский народ сможет ответить на требования наступающего капитализма? Эти вопросы мучили и Әлихана Нурмухамедулы.

Нахождение убедительных ответов на такие сложные вопросы, возникшие перед разрозненно расселенным народом Великой степи, требовало от ищущего их человека большой тщательности, теоретической подготовки и огромной ответственности. В дополнение к этому, как говорил сам Әлекең, для личности, желающей служить своему народу, помимо образования, необходим и соответствующий уровень характера. А Әлихан Нурмухамедулы был уникальной личностью, которой Творец дал в изобилии оба этих качества. Он выполнил возложенную на него историей задачу на высшем уровне. В результате его настойчивых поисков родилось стратегически обоснованное решение, опирающееся на казахскую действительность и достойное стать общей позицией народа. Теперь остановлюсь на основных элементах этой позиции.

По мнению Әлекең, улучшение породы скота и переход к эффективному животноводству не чужды казахам. Ә. Бокейханов категорически выступил против проекта царского, а затем и советского правительства по скорейшему переводу казахского народа к оседлому образу жизни. «Скотоводство – не шапка, чтобы взять и заняться им, когда приходит приказ», – писал он.

Он оценил попытку советской власти перевести казахские хозяйства к оседлому образу жизни без какой-либо подготовки, в течение нескольких лет, как эксперимент над жизнью нации. То есть, он предупредил, что эксперименты должны проводиться в лабораториях, а превращение человеческого общества в пространство для экспериментов может обернуться настоящей трагедией для общества.

Әлихан Нурмухамедулы и его соратники Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы через газету «Қазақ» призвали казахский народ не подчиняться мерам царской администрации по предоставлению каждому мужчине в семье 15 десятин земли и переходу к оседлому образу жизни, а оказать сопротивление. В этом контексте он призвал извлечь урок из тяжелого опыта башкирского народа. Народ, незнакомый с тонкостями земледелия, сначала поверил агитации административных органов, согласился получить по пятнадцать десятин земли на человека, но затем, не сумев сразу приспособиться к оседлому образу жизни, обменял полученные наделы соседнему русскому мужику на сахар и чай, и в итоге стал беженцем без земельной собственности на своей родине.

Сначала при царской власти, а затем и при советской власти, казахская интеллигенция во главе с Әлиханом Нурмухамедулы требовала от властей прекратить меры по переселению и заселению русских крестьян из внутренней России на казахскую землю. В этом деле национальные интеллигенты, придерживавшиеся алашского и советского мировоззрения, проявляли единство, действовали в одном направлении. В условиях колониальной политики метрополии, интеллигенты алашского мировоззрения категорически выступали против политики введения частной собственности на землю и стремились доказать эффективность использования земли в виде общинной собственности.

Әлекең пытался доказать на примере Дании, что для обеспечения быстрого развития аграрного сектора эффективно добровольное объединение крестьян в кооперативы. Кооперативное движение, охватившее всю Данию на основе уникальной грамотности населения, способствовало повышению эффективности совместного труда и быстрому обогащению страны. Согласно архивным материалам, следует отметить, что Әлекең, будучи комиссаром Временного правительства в Тургайской области до образования автономии «Алаш», активно занялся кооперированием аулов, и эта мера впоследствии активно проводилась во всех 10 областях, вошедших в Казахско-Алашскую автономию.

Земельный вопрос был выделен в отдельную главу в программе партии «Алаш». В ней, например, содержались такие строки: «При составлении основного закона, земельные наделы в первую очередь должны предоставляться местному населению, и переселенцы не должны прибывать на казахскую землю до тех пор, пока казахи не получат свои земельные наделы по месту их проживания…».

В декабре 1914 года на II Всеказахском съезде в Оренбурге под руководством Әлихана Бокейханова была предложена казахская государственность в формате Алаш. На том учредительном собрании было единогласно принято постановление: «Богатства недр и земли, водные и полезные ископаемые 10 областей Алашской автономии являются неделимой собственностью Алаш». Это постановление было полностью гарантировано и давало уверенность в том, что будущий Казахстан станет передовым государством, будет развиваться и процветать.

А. Байтұрсынулы, один из лидеров Алашской автономии того времени, проявив исключительную дальновидность, заявил: «Народ должен овладеть профессиями, соответствующими своему времени, должен достичь уровня, позволяющего использовать богатства своей земли во благо. Должен освоить передовую технику. В противном случае мы станем колонией другой страны», – провозгласил он на открытии первого Казахского национального университета – нынешнего КазГПУ им. Абая в 1928 году. А еще раньше (в 1918 г.) Әлихан Нурмухамедулы о высоких целях, стоящих перед нашим будущим молодым государством, писал: «XX век – это век конкуренции цивилизаций. В это время не найти нации, которая не борется за место под солнцем и не стремится к культуре… В нынешней мировой войне господствует наука. В повседневной жизни… наука стала определяющей силой. Нет нужды говорить, что народ, лишенный образования, останется позади в отсталости цивилизации. Казахи также присоединились к борьбе за сохранение своей культуры, за освоение всего хорошего… Нам нужны образованные, опытные политики, высококвалифицированные специалисты. Нам нужны фабрики, заводы, хозяйственные организации, кооперативы и многое другое. Все это требует образованных казахов. Все это не появится за один день или за один год. Для скорейшей реализации всего этого необходимы тщательное планирование, упорный труд специалистов, финансы состоятельных граждан, и нужно немедленно приступить к делу».

Если сказать, что курс национального лидера, великого деятеля Әлихана Бокейханова, который век назад ратовал за интересы страны и будущее народа, находит свое решение в эпоху, когда нынешний независимый Казахстан стремится войти в число цивилизованных стран, то мы не ошибемся. Гарантией этому является реализуемый сегодня План нации. Пять институциональных реформ, 100 конкретных шагов по их реализации. На этой основе нынешнее поколение полностью уверено в том, что независимый Казахстан предпримет действенные шаги для вхождения в число 30 развитых стран и обеспечит реализацию великого курса Әлихана Бокейханова и деятелей Алаш.

Аманжол КОШАНОВ,

академик

АЛМАТЫ

Газета «Егемен Қазақстан»

Previous Post

III Республиканский конкурс имени А. Найманбайулы пройдет

Next Post

Атыраусцы также высказываются по земельной реформе

Next Post

Атыраусцы также высказываются по земельной реформе

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.