ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Общество » Ерсин Амире: Важнейшая задача – пробудить национальное самосознание народа

Ерсин Амире: Важнейшая задача – пробудить национальное самосознание народа

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
18 июля, 2016
in Общество
0

Казахская культура развивалась вместе с религией ислам, нашла свой путь в потоке цивилизации и достигла высот. Истин­ная религия, соответствующая природе и мировоззрению народа, расцвела на казахской земле, и из народа Туркестана вышло множество ученых-мудрецов. Мы беседовали с известным исламоведом, членом Совета улемов Духовного управления мусульман Казахстана Ерсином Амире о роли нашей благородной религии, нашедшей историческую гармонию, в современном обществе, о важности ислама в формировании национального иммунитета и о методах борьбы с течениями, прикрывающимися именем религии.

– Духовное управление на протяжении нескольких лет объявляло годом «Религия и традиции». Расскажите, пожалуйста, о связи религии и традиций, о понятии традиционной религии…

– Некоторые люди, не до конца понимая религию, считают, что «следование религии – это арабизация, становление арабом, забвение своих обычаев». Другие же, когда речь заходит о религии, говорят: «Неужели мы должны стать арабами?». Суть инициативы муфтията, связанной с понятием религии и традиций, заключалась в том, чтобы донести до всего народа, что религия и традиции – не чуждые друг другу понятия, что ислам не отвергает традиции, не противоречащие шариату, а также что, поскольку казахский народ является мусульманским на протяжении многих веков, подавляющее большинство наших обычаев берет начало из благородного шариата и даже тесно с ним переплетено. И, таким образом, пробудить мусульманство в народе. Ведь в настоящее время наблюдаются попытки противопоставить религию и традиции со стороны сторонников разных взглядов. Чтобы опровергнуть это необоснованное мнение и укрепить веру народа, были проведены масштабные мероприятия в рамках года «Религия и традиции», направленные на донесение того, что наш народ исповедует ислам с незапамятных времен. Были также изданы ценные книги, прославляющие нашу религию и возвеличивающие наши традиции.

В целом, ислам, как сказано в Коране Аллахом Всевышним, является религией, признающей национальные особенности. Ведь религия ниспослана Аллахом, а людей Аллах Сам создал народами и племенами. Аллах Всевышний говорит об этом: «Разнообразие ваших обликов и цветов, ваше происхождение из разных народов – это знамения могущества Аллаха». Всевышний Творец, конечно же, не призывает к уничтожению того, что является знамением Его могущества. Ислам широко распространился и достиг многих стран. Но ислам не уничтожил национальные особенности этих стран. Например, если взять любой народ, то у каждого мусульманского народа проявляются свои национальные особенности, в одежде, в обычаях есть свой колорит и самобытность. Наша религия не против традиций, не противоречащих шариату, наоборот, если посмотреть на фикх, то в определенном вопросе сначала берутся во внимание доказательства из Корана, хадисов, кыяса, иджамы, а в качестве одного из последующих доказательств отводится место и обычаям.

То есть, в шариате традиции допускаются в двух случаях: существует правило, что в случае, когда конкретный вопрос не определен и не обозначен, мы обращаемся к обычаям, не противоречащим шариату. Также в исламе установлены общие обязанности по определенному, ясно поднятому вопросу, а пути его реализации оставляются на усмотрение народа (например, хотя требования к одежде, прикрывающей аурат женщины, установлены шариатом, свобода в выборе цвета и других характеристик одежды предоставляется в соответствии с обычаями и традициями народов). Вот в этом отношении ислам отличается от широко распространенного в настоящее время процесса глобализации. Если рассмотреть вопрос глобализации, то мы знаем, что это унификация мышления и сознания людей. Возьмем, к примеру, критерии добра и зла, красоты. Они предлагают нечто, «вот, это условия и критерии красоты, кто соответствует этому – красив, кто не соответствует – некрасив» (телосложение, внешность, рост и т.д.). Таким образом, многие девушки и женщины зацикливаются на этих критериях. То есть, чувствуя себя неполноценными по сравнению с глобальными требованиями, они приходят к мысли: «Я не соответствую этим условиям, значит, у меня проблема». В целом, если присмотреться, мы видим, что, несмотря на разнообразие внешности людей, унификация системы мышления приводит к уничтожению национальных особенностей и народных критериев. А ислам не одобряет такие взгляды. Поэтому религия – общая для всех, в ней есть общие для всех вопросы, а также вопросы, оставленные на усмотрение народов. В нашей религии есть пространство для национальных особенностей традиций народа.

Что касается названия «традиционный ислам», то оно введено в значении ислама, которого придерживается Духовное управление, ислама в среднеазиатском образце, признающего наши традиции, ислама, не чуждого казахскому мировоззрению. Традиционный ислам – это ислам, основанный на мазхабе Абу Ханифы и школе Матуриди. В целом, нет необходимости спорить по поводу этого термина.

– Мы часто слышим от многих, что, когда братья не соблюдают предписания религии, они говорят: «У нас было много братства и сострадания друг к другу. Из-за разногласий, возникших на почве религиозных убеждений, исчезла милость». Приводит ли религиозная вера к расколу в народе?

– В Коране Аллах Всевышний говорит нашему Пророку (мир ему и благословение): «Мы послали тебя милостью для миров». Ислам – это религия, пришедшая для усиления милосердия и сострадания. В нашей религии есть особые предписания о поддержании родственных связей и четко сказано о наказании за их разрыв. Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) во многих своих хадисах завещал: «Не разрывайте родственные узы». Родственные отношения существуют внутри одной семьи, внутри нации, а также существует понятие народного братства. В Коране есть аяты, где говорится: «Народ Нуха отверг своего пророка. Когда их брат Нух сказал им…», «Народ Ад отверг своего пророка. Когда их брат Худ пришел и сказал…». Как вы заметили, здесь часто употребляется слово «брат». Наши ученые толкуют это как национальное братство. Ислам одобряет наличие милосердия и правильные отношения между родственниками, между людьми, и призывает к укреплению братства.

Когда люди отдаляются от правильного пути в религии, когда их сознание отравлено влиянием чуждых течений, они прибегают к таким действиям, к разрыву родственных связей. В настоящее время в нашей стране еще существуют течения, которые не запрещены. Если посмотреть на их учения, то можно увидеть, что они приводят к отдалению и разрушению родственных связей, отношений между отцом и сыном, матерью и дочерью. Не говоря уже о людях других религий, они побуждают мусульман ненавидеть друг друга. Считая всех, кто не совершает намаз, неверными, и называя всех, кто не соответствует их убеждениям, нововведенцами (бидгатчи), они распространяют разговоры о том, «какими должны быть наши отношения с нововведенцами, мы не должны первыми приветствовать нововведенцев», и даже в настоящее время говорят: «Мы не должны отвечать на приветствие нововведенца». Например, некоторые наши братья, исповедующие традиционный ислам и придерживающиеся ханафитского мазхаба, отвечая на приветствие «Ассаламу алейкум» от них, дают короткий ответ «Уа алейкум».

Это, прежде всего, скажем прямо, не ситуация, порожденная самой религией. Это явление, возникшее из-за распространения чуждых течений среди мусульман. То есть, охлаждение родственных связей и ослабление братских отношений являются негативными последствиями, исходящими от тех, кто неверно понимает религию. У нашего народа, мусульман, подчиняющихся Духовному управлению, у братьев, придерживающихся ханафитского мазхаба, в семьях, слава Аллаху, таких проблем нет. Эта проблема возникает среди людей, придерживающихся чуждых течений, в их семьях. Мы не народ, который сегодня обратился к религии, который только что принял ислам. Некоторые говорят, что правильная религия пришла к нам после обретения независимости. Религия ислам изначально распространилась и достигла казахской земли, где были посеяны семена истинной религии, которая развивалась и процветала на протяжении веков. С тех пор наш народ, слава Аллаху, исповедует ислам. Братские, родственные отношения между братьями и сестрами тогда были не слабее, чем сегодня, если не сказать, что были гораздо сильнее. Наоборот, в настоящее время, из-за проникновения чуждых течений и отдаления от нашей традиционной религии, укоренившейся в нашем казахском самобытии, возникают такие проблемы. Не секрет, что некоторые люди поклоняются Западу, и их сознание отравлено чуждой культурой. То, что наши молодые люди без разбора впитывают вещи, совершенно чуждые казахскому менталитету, природе нашего народа, и отдаляются от своей национальной самобытности, вызывает сожаление. Я думаю, что если мы вернемся к традиционному исламу, к нашему казахскому самобытию, то, иншаАллах, эти ситуации исправятся. Поэтому не следует считать, что разрыв родственных связей и утрата национального самобытия происходят из-за религии.

– Часто наблюдаемое явление в современном обществе: мы боремся не с причинами проблем, а с их последствиями. Расскажите о причинах и следствиях в борьбе с течениями, прикрывающимися исламом…

– Проблема, о которой мы говорим, связана с учением чуждых течений, особенно салафитского направления. Есть и другие течения, но многие из них запрещены законом. Это салафитское направление еще не включено в список запрещенных течений. Следует открыто сказать, что в учении салафизма лежат корни религиозных проблем и радикализации. Если рассматривать с самого начала их основной акыды, системы верований, то мы видим эти явления. Откуда берется радикализация? Она исходит из неправильного понимания Корана и хадисов. Некоторые аяты и хадисы вырываются из контекста других аятов и хадисов, и это происходит из-за этой болезни «буквализма», то есть неправильного, прямолинейного понимания. Все это начинается с темы акыды. «В вопросе познания Аллаха мы должны принимать все буквально», – так они понимают слова «рука», «нога», «лицо» буквально и приписывают Аллаху Всевышнему органы тела. Поскольку они искажают толкование аятов Корана и хадисов в их скрытом смысле, сравнивая их с другими доказательствами, у них формируется система прямого принятия всего, что находится между ними.

Например, вопрос «человек, не совершающий намаз – неверный» приводит ко многим последствиям. В настоящее время в нашей стране есть последователи салафитского течения, называемые мадхалитами. Они, конечно, не называют себя «мадхалитами». Поскольку одним из их первых лидеров был Раби аль-Мадхали, эта группа получила такое название. Здесь «мадхалит» используется не в уничижительном смысле, а, например, как ханафиты или шафииты называются по именам имамов Абу Ханифы и Шафии, так и последователи этого течения называются так. Поэтому это название следует понимать не как насмешку или унижение, а как определение. Теперь некоторые люди у нас приводят различные причины и оправдания, говоря, что эта группа «благоразумна, они подчиняются власти». Один из проповедников этой мадхалитской группы, ныне проживающий в городе Медина, узбекский парень, в своей проповеди затронул следующий вопрос. «Некоторые парни пришли к шейху Абдул Мухсину аль-Аббаду. Он – один из учителей этого течения в Медине. Один из парней был мадхалитом, другой – такфиритом. Первый приходит к шейху и спрашивает: «Мой брат говорит, что человек, не совершающий намаз, – неверный. Что вы на это скажете?» На что шейх Аббад ответил: «Да, неверный, но ты не занимайся этим». Вот что сказал шейх Абдул Мухсин аль-Аббад, которого почитает это течение.

В целом, слово «кафир» (неверный) употребляется по отношению к человеку, не признающему ислам. Однако «кафир» – это не значит «убей его, пролей его кровь». Наоборот, ислам предписывает доброе отношение даже к представителям других религий. При соблюдении определенных условий разрешается даже жениться на них. То есть, в шариате разрешено брать в жены дочерей людей Писания (других религий).

Теперь вопрос в том, являются ли люди, не совершающие намаз, для них людьми Писания или кем-то другим? Нет, они не люди Писания. Согласно шариату, мясо забитых животных людей Писания можно употреблять в пищу. Поскольку люди, которых они называют неверными, не являются людьми Писания, мясо, забитое ими, есть нельзя. Человек, не совершающий намаз, не является человеком Писания. Следовательно, нельзя жениться на его дочери. Нельзя выдавать замуж за человека, не совершающего намаз. Возникает множество таких проблем. То есть, слова «человек, не совершающий намаз, – неверный, но ты не занимайся этим» являются пустыми словами. Если ты назвал кого-то неверным, то из этого следуют определенные выводы и последствия. После того, как ты назвал кого-то неверным, твое отношение к этому человеку уже не будет таким, как к мусульманину. Поэтому даже те группы, которых считают «благоразумными», придерживаются такого взгляда, который радикализирует общество и молодежь. Рассмотрим их учителей. Любой, кто прочитает книги Мухаммеда ибн Абдул Ваххаба «Кашфу аш-шубухат», «Науакыду аль-ислам», «Таухид», которые признают все, несомненно, станет радикалом. Мое личное мнение, а также мнение наших учителей, которые нас обучали, заключается в том, что человек, непосредственно прочитавший книгу Мухаммеда ибн Абдул Ваххаба, становится такфиритом. Прочитавший его книги и книги шейха Фаузана становится суруритом, мадхалитом. Все они преподают «Три основы», «Четыре правила», «Кашфу аш-шубухат», «Науакыду аль-ислам». В последней книге написано о действиях, которые делают человека неверным, лишают его мусульманства. В этой книге М. Абдулуахаб говорит: «Одно из действий, делающих человека неверным, – это отказ от религии». Что такое отказ от религии? Отказ от религии – это неизучение ее, неследование ей. Теперь давайте применим это условие или правило, делающее человека неверным, к нашему обществу. Сколько людей вокруг нас, которые по незнанию не совершают намаз, не следуют религии, не изучают ее. Если опираться на условие из этой книги, то всех этих людей нужно объявить неверными. Сам шейх Фаузан, которого мы считаем благоразумным, в своем комментарии к книге «Науакыду аль-ислам» также упоминает об их неверии. Теперь, если молодой человек из салафитского течения назовет неверным человека, не совершающего намаз, а вы скажете: «Он не неверный, он мусульманин, который по незнанию, по ошибке не следует предписаниям, ему будет записан грех за непринятие поклонения, но он не станет неверным», то они приведут вам второе правило. Это правило гласит: «Кто не называет неверного неверным или сомневается в его неверии, тот сам является неверным». Потому что вы не признаете неверие этого человека. Но где и в каком обществе должно применяться такое правило?! Например, если человек, не совершающий намаз, скажет: «Коран – не слово Аллаха, это слово человека, Мухаммед придумал его», то человек, отрицающий Коран таким образом, не будет мусульманином. Если другой человек придет и скажет: «Нет, этот человек – мусульманин», то к этому человеку можно применить вышеуказанное правило. Но как мы можем назвать неверным человека, который считает себя мусульманином, признает «Аллаха – Единого, Пророка, Коран – истиной», ходит в мечеть хотя бы раз в неделю или в месяц, заказывает чтение Корана, делает пожертвования? Если ему приснится плохой сон, он приходит в мечеть, а не в церковь. Если он устраивает поминальный обед дома, он приглашает имама из мечети. Если читают Коран, он садится, поднимает руки и молится. То есть, он считает себя мусульманином. Теперь, если вы начнете приводить доказательства того, что такие люди не являются неверными, они объявят вас неверными, сказав: «Вы усомнились в неверии неверного». Как видите, вся проблема исходит из их основного учения. В настоящее время никаких мер не принимается в отношении людей, пропагандирующих эти книги. Есть и те, кто распространяет эти книги и проводит по ним занятия. Мы считаем их благоразумными. Только когда люди, прочитав эти книги, дойдут до радикализации, мы бьем тревогу и начинаем борьбу. Другими словами, мы боремся со следствиями, не вникая в причины. Наоборот, мы должны полностью и глубоко вникать в суть проблемы и бороться с причинами. Это не означает, что всех людей салафитского направления нужно посадить в тюрьму. Проблема заключается в том, чтобы запретить все книги, мнения, пропагандирующие этот взгляд, и предотвратить экстремизм и терроризм. Человек, распространяющий и пропагандирующий книги и мнения с ложными взглядами, должен быть наказан по закону. Я лично не считаю это сложной проблемой. Некоторые говорят, что это может усугубить ситуацию и привести к еще большей радикализации. Недавно на сайте «Azan.kz» вышла статья «Умеренный радикализм». Там эта проблема была подробно рассмотрена, и были подняты вопросы о том, почему, если они благоразумны, то те, кто принял учение этого течения, становятся радикалами.

Нельзя делить салафитов на «благоразумных» или «радикальных». Актюбинские события наглядно это доказали.

– Говорят, что для противостояния внешним воздействующим силам нам нужен сильный внутренний иммунитет, нужно поднимать нашу собственную духовность. Каковы пути формирования этого духовного иммунитета, правильной передачи нашей религии?

– Это тоже, по сути, путь к предотвращению распространения чуждых течений в нашей стране, к их профилактике. Конечно, мы называем это разъяснительной работой, профилактическими мерами. Информировать народ, доносить правильные сведения о религии, укреплять их духовный иммунитет. Это также, как было сказано выше, является попыткой борьбы с причинами. Тем не менее, сколько бы разъяснительной работы мы ни проводили, чужие течения не стоят на месте и осуществляют свои действия. В целом, природа человека разнообразна, и в обществе всегда найдется группа, которая поддержит и одобрит то, что кто-то пропагандирует. Поэтому из-за разнообразия мнений и сознаний только разъяснительной работой ничего не решить. Итак, как укрепить религиозный иммунитет нашего народа? Каковы пути и методы?

Прежде всего, важнейшая задача – пробудить национальное самосознание народа. То есть, слово «я – казах». «Я – казах» означает «я – мусульманин». Потому что слова «казах» и «мусульманин» никогда нельзя разделять. Если мы это допустим, то выступим против нашей истории, отвергнем нашу культуру и традиции.

Пример: сейчас в Турции идет телесериал под названием «Эртугрул». В нем пропагандируется история целой нации времен Османской империи. Глядя этот сериал, я пришел к мысли, что этот сериал снят по специальному заказу, чтобы пробудить патриотизм турецкого народа как нации: «Вот, ваши предки были такими, были мусульманами, сохраняли свои традиции. Поэтому на протяжении стольких веков они правили половиной мира. Если мы будем такими, мы достигнем успехов». Я считаю, что пробуждение патриотических чувств народа подобными способами очень важно для нас.

К сожалению, в обществе преобладает тенденция отделять ислам от всего остального. Хотят отделить ислам, мусульманство от казахской культуры. Я не думаю, что мы сможем повысить религиозную грамотность и укрепить наш духовный иммунитет, не укоренив мусульманство, традиционный ислам в сознании народа. Я имею в виду, что необходимо пропагандировать традиционный ислам, связывая его с национальной историей. Если мы донесем до народа, что мы – потомки народа, который веками был верен своей религии и крепок своими традициями, что мы не стали мусульманами только вчера, что чистый таухид пришел в нашу страну не вчера, что наши предки следовали пути таухида на протяжении многих веков, если мы укрепим это национальное чувство и веру, то наши молодые люди точно не попадут под влияние чуждых течений. Основа этого начинается с детского сада, а что касается родителей, то этим нужно заниматься до создания семьи. А государство должно дать возможность с детского сада, школы внедрять в сознание детей эту систему, показывать наш традиционный путь. Путей предотвращения этих негативных явлений много. Но нет необходимости заново изобретать Америку, главное – если мы примем меры, укрепляющие наши национальные, патриотические чувства, как было сказано выше, то, я надеюсь, проблема будет решена.

– Борьба с группами, прикрывающимися религией, очень актуальна, это известно. Однако, как говорится, у палки два конца, как воспитывать молодежь, далекую от нашей культуры? Эта сторона, кажется, остается в тени. Кто несет ответственность за молодежь, которая бродит по ночным клубам, за юношей и девушек в вызывающей одежде, которые находятся без присмотра? Сегодня мы бьем тревогу по поводу судьбы брошенных детей, униженных девушек и путей их решения, но почему мы не хотим говорить о причинах, которые привели к этому, о воспитании, направлении, разрешениях и запретах с самого начала?

– Да, каждый год мы бьем тревогу: «столько-то детей стали брошенными, столько-то девушек остались незамужними и забеременели». Нет ничего без причины. Основная причина этого – родители, далекие от религии, свадьбы, прошедшие с употреблением алкоголя… Вступая в супружеские отношения после употребления этого харамного напитка, забеременев с этим алкоголем в организме, в ребенка с самого начала закладываются безродность и жестокость. Что видит ребенок, когда вырастает? Он видит яркие, полуобнаженные, бессмысленные клипы по телевизору, популярные каналы, и берет их за образец. Когда они идут в школу, когда дети немного подрастают, когда начинают проявляться особенности юношей и девушек, когда они начинают смотреть друг на друга, заигрывать, как говорят сейчас, «встречаться», это не секрет. Все это – главные причины негативных явлений, которые проявятся в будущем. Кто виноват в брошенных детях? «Вы сами знаете, каковы последствия того, что юноши и девушки остаются наедине в вечернее время, вне поля зрения родителей. К чему приводит ношение коротких юбок девушками, свободное общение юношей и девушек без каких-либо условий и контроля. Последствия таких действий приводят к прелюбодеянию. Если посмотреть программы по телевизору, вы увидите, как эта проблема обострилась, и судьба скольких наших прекрасных девушек и сестер стала игрушкой. Поэтому, как говорится в нашем народе, «воспитание начинается с колыбели», и когда семя будет посеяно в лоно матери после законного брака, и будет дано мусульманское воспитание, мы оставим здоровое и праведное потомство будущему. Это единственный главный путь.

Мы лишь на словах говорим «девушке – сорок запретов из сорока домов». Если бы со стороны родителей было строгое воспитание, правильный пример, то таких ситуаций не произошло бы. За этим стоит мусульманское воспитание, когда мы говорим, что жизненные критерии и установки казахского народа неразрывно связаны с исламом. Если отец научит сына, а мать – дочь тому, что является дозволенным, что запретным, что правильно, а что неправильно, и будет направлять их, то это поколение не совершит ошибок. К сожалению, сегодня такие наставления и завещания, кажется, уходят вместе с нашей прошлой историей. Раньше, когда выдавали замуж невест, существовал обычай расстилать белую ткань. С помощью этого определялась чистота девушки. Сегодня, находясь внутри страны, мы осведомлены о многих вещах. Очень тревожит тот факт, что многие наши молодые люди, юноши и девушки, совершают прелюбодеяние до брака. Распространение прелюбодеяния – это, прежде всего, большой грех в нашей благородной религии, во-вторых, это действие, чуждое казахскому мировоззрению и традициям. Об этом предостерегают имамы и муллы, говорят о необходимости избегать этого. Проводятся специальные проповеди о «последствиях прелюбодеяния». В целом, все вопросы о том, какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, до брака, после брака и т.д., всесторонне разъясняются. Но кто это слушает? Это слушают те наши юноши и девушки, которые приходят в мечеть, слушают проповеди имама, подчиняются нашей исконной религии исламу, исповедуют мусульманство. А люди, которые не приходят в мечеть, не заходят туда, остаются вне этой пропаганды. В связи с этим стоит отметить, что в средних школах вводится предмет «Основы светскости и религиоведения».

Какова цель введения этого предмета? Цель – борьба с чуждыми течениями, предостережение молодежи. Поскольку проблема чуждых течений в основном поднимается в отношении ислама, было бы еще лучше, если бы в этом предмете больше говорилось об истинном исламе и ему уделялось бы больше внимания. Если бы темы воспитания молодежи, казахских традиций и обычаев, в целом, благочестия были бы широко пропагандированы. Посмотрите на российские школы, там преподаются такие предметы, как «Основы православия». Точно так же есть пожелание, чтобы в этом предмете «Основы светскости и религиоведения» были бы объединены темы благочестия. Воспитание молодежи – очень актуальная, вызывающая беспокойство тема. Если молодежь уходит в различные течения внутри религии, то снаружи происходят и другие события. Мы должны действовать как общество, взять на себя ответственность и бороться. В связи с этим я думаю, что необходимо принять новые установки, направления и проводить политику.

– Спасибо за беседу!

Беседовала Жаик НАГЫМАШ,
e-islam.kz

Previous Post

Воспоминания и мысли об Оралхане

Next Post

Кто та самая малышка, растопившая сердце Батыра?

Next Post

Кто та самая малышка, растопившая сердце Батыра?

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.