Ежегодно отмечаемый 6 июля День столицы становится всенародным праздником. Чтобы убедиться в этом, достаточно не просто прочитать статью в газете или на сайте в интернете, а увидеть это зрелище своими глазами. 4 июля мы стали свидетелями такого зрелища. Нас впечатлили два праздничных мероприятия в рамках фестиваля кочевой цивилизации «Астана на рубеже тысячелетий» на площади торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр». Особенно зрители были в восторге от этнографического и музыкально-фольклорного представления «Тал бесік» в исполнении алматинского коллектива «Тал бесік».
Участники коллектива «Тал бесік» возродили забываемые сегодня казахским народом традиции. В частности, такие национальные ценности, как «Бастаңғы», «Аужар», «Құдаласу», «Жарапазан», «Тойбастар», были представлены народу в понятной форме, с проникновенными песнями и в казахском колорите. Честно говоря, восхитительные голоса певцов и артистов, их казахский облик, национальная одежда и сценическое поведение привели в восторг публику. Гармонично то, что артисты активно вовлекали собравшихся зрителей в фольклорный праздник. Трогательными получились исполнения аужара и тойбастара пожилыми женщинами, а также жарапазана маленьким ребенком.
— Сейчас и старшее, и молодое поколение начинают забывать некоторые наши традиции, — говорит член фольклорного ансамбля «Тал бесік» Есенай Ілиясов. — Например, аужар. После того, как выдаваемая замуж девушка произносит сыңсу, исполняется аужар. Аужар исполняли парни из аула, влюбленные в эту девушку. Даже сестры девушки в песне передавали хорошие или плохие качества жениха. Они открыто выражали свои чувства прощания с выдаваемой замуж девушкой. К сожалению, казахские девушки сейчас не поют сыңсу. Даже если и поют, то одна из тысячи. Меня это не радует.
Есенай Серікұлы огорчен тем, что обряд «Беташар» также теряет свое воспитательное значение. По его словам, в прежние времена акыны-жыршы, исполнявшие беташар, жили в ауле 10-15 дней и писали беташар. «Сейчас «Беташар» не похож на прежний. В основном, мы превратили его в шоу. Появился даже беташар с четырьмя поклонами. И в нем используются заученные, избитые слова. А в прежние времена акыны-жыршы жили в ауле 10-15 дней и писали беташар. То есть, воспитательное значение этого обряда, его национальный колорит были иными», — поделился мыслями Е. Ілиясов.
— Наша цель при создании фольклорной группы «Тал бесік» — возродить забываемые национальные обычаи и традиции, — говорит он. — Ведь каждый народ узнают по его обычаям и традициям! Когда новое поколение спрашивает: «Кто мы? Какие у нас национальные обычаи и традиции?», мы должны показать им эти вечные традиции. Потому что все наши бесценные национальные ценности с богатейшей историей остаются в запыленных книгах на полках. Поэтому мы пришли на народный праздник, такой как День столицы, с нашим фольклорным представлением. Он напомнил, что в прошлом году коллектив «Тал бесік» показал такие традиции, как «Ұрын бару», «Қыз қашар», «Ұйқыашар».
По мнению Есеная, само совпадение Дня столицы с Ораза айтом — добрый знак. Однако, действительно, праздник Айт еще воспринимается казахами как чужой. «Действительно, праздник Айт воспринимается нами как чужой. Мы не ходим по домам, поздравляя с праздником Айт. Возможно, на это влияет и то, что мы сейчас живем в высоких каменных домах. Мы дожили до того, что звоним хозяевам домов, в которые собираемся пойти, и спрашиваем: «Можно ли к вам прийти? Вы дома?». А раньше дверь каждого казахского жилища была открыта для всех пришедших. Поэтому возрождение национальных обычаев и традиций имеет огромное значение. Я считаю, что нужно прекратить ограничивать ношение национальной одежды и пропаганду национальных ценностей только праздниками Наурыз и День столицы. Было бы прекрасно, если бы мы ежедневно носили национальную одежду, играли в национальные игры, пели наши песни и стихи», — говорит Есенай Ілиясов. Кроме того, впечатляющим было представление джигитов «Ат жалында», представленное известным многим коллективом джигитов «Номад». Мы пришли к выводу, что эти зрелища свидетельствуют о том, что День столицы стал национальным праздником.
Амирлан Алимжан.