Смаил Сейтбеков, представитель ДУМК по Мангистауской области
– Раньше, когда слышали: «Такой-то обратился к религии», люди радовались. А сейчас мы дожили до того, что, наоборот, если кто-то начинает обращаться к религии, люди смотрят с подозрением. Даже не секрет, что некоторые думают: «Не уедет ли он в Сирию?». Почему мы за столь короткое время оказались в таком положении? Что является причиной такого подозрения у народа?
– Не секрет, что изначально, когда человек обращался к вере, начинал молиться, его родители и родственники радовались. Говорили: мой ребенок встал на правильный путь, не пьет алкоголь, не курит. К сожалению, в конце 90-х годов в нашей стране появилось салафитское течение, ряды которого росли с каждым днем, и появились молодые люди, отравленные чуждыми нашему традиционному вероисповеданию религиозными установками. Они считали неверующим того, кто не молится, выступали против родителей, не ели их еду, отрицали традиции, были против проведения поминальных обедов, считали чтение Корана для усопших нововведением, считали заблудшим того, кто не разделял их религиозные взгляды, прекращали общение с родственниками и начали изолироваться от общества. Отрастив бороду, укоротив штаны, они перестали кого-либо слушать. Поскольку они слушали только своих проповедников, общество начало пугаться их действий. Услышав о горе родителей, чьи дети попали в такое деструктивное течение и чьи семьи были разрушены, люди начали с опаской относиться к религии.
Когда к этим опасениям в обществе добавились события в Сирии, действия тех, кто уезжал в Сирию, страхи родителей еще больше усилились. Проблема, которая заставила так бояться религии, заключается в том, что салафизм у нас не был запрещен законом, что дало им возможность действовать свободно, и даже увеличивать свои ряды. Теперь актюбинские события показали, насколько опасно салафитское течение для общества.
– Часто случается, что некоторые молодые люди, недавно обратившиеся к религии, резко меняют свое поведение и перестают общаться с родственниками из-за непринятия ими их религиозных взглядов. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Да, у молодых людей, втянутых в салафитское течение, резко меняется поведение. Потому что позиция этого течения не основана на благочестии, терпении и человечности. Наоборот, оно направлено на жестокость и грубость, и на их лицах появляется не свет, а суровость. Ведь их установки основаны на ширке, куфре, бидгате. Поскольку в сердце вместо милосердия в первую очередь проникают вопросы ширка, куфра, бидгата, и они начинают действовать, рассматривая каждый вопрос через эти три основы, то для них не только близкие родственники, но и сами родители становятся неверными, и они отворачиваются от них. Поэтому многие родители приходят к нам и жалуются: «Мой ребенок был хорошим, пока не начал молиться, но после того, как начал молиться, его характер изменился, он стал раздражительным, перестал слушать». Действительно, ислам предписывает иметь прекрасный нрав. Наш уважаемый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ничего тяжелее на весах верующего в Судный день, чем хороший нрав». У тех, кто обращается к традиционной религии, проявляется не такое деструктивное поведение и грубость, а смирение и мягкость.
– Как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) служил примером для других и как он вел невежественное (невежественное) общество по пути добра?
– Пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) является образцом для всего человечества. В Коране сказано: «Воистину, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас – для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33. Азхаб-21).
«Воистину, ты, о Мухаммад, обладаешь великим нравом» (68. Калям-4). Кроме того, сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я послан, чтобы усовершенствовать благой нрав» (Муслим, Салатул Мусафирин). Призывая к вере арабское общество, поклонявшееся идолам, неграмотное и лишенное культуры, он покорял сердца других своим прекрасным нравом. Например, когда иудей по имени Абдулла ибн Салям впервые увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, он сразу же принял ислам, сказав: «Это лицо не может быть обманчивым».
Однажды Хусейн пришел к отцу и спросил о нраве деда (мир ему и благословение Аллаха), на что Али ответил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был улыбчивым, добродушным, мягкосердечным. Из его уст не исходило никаких плохих слов. Он не критиковал и не осуждал поступки других. Когда он видел нежелательный поступок, он молчал и проходил мимо, как будто не видел».
Наш уважаемый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) избегал насмешек, издевательств, лишних разговоров, вмешательства в дела, которые его не касались. Он никого не критиковал, не осуждал. Он выслушивал человека, который говорил, до конца, не перебивая. Мы знаем, что он проповедовал ислам своим прекрасным нравом. Конечно, каждый мусульманин должен брать пример с хороших качеств Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
– Каким должен быть истинный мусульманин? Как он может служить примером для других?
Истинный мусульманин должен быть человеком, который не причиняет вреда другим ни своими руками, ни своим языком. От него должны исходить только признаки добра, а его слова и дела должны быть в гармонии. Прежде чем говорить кому-либо о каком-либо деле, оно должно проявиться в нем самом. Только тогда он станет «совершенным мусульманином», как говорил наш Абай ата.
– Какой совет вы хотели бы дать читателям?
– Давайте не будем искать недостатки в религии. В религии нет недостатков, недостатки есть в человеке. Неправильно обвинять религию, глядя на неправильные поступки человека. Я хочу сказать, что каждый из нас должен быть мусульманином, приносящим пользу другим.