Выражаем соболезнования семьям наших граждан, погибших от рук боевиков во время теракта в Актобе. Проблема очень сложная. Религиозная ситуация обострена.
Салафизм невозможно искоренить только просветительским путем. Я неоднократно открыто высказывал это мнение на страницах СМИ и руководителям ответственных учреждений в этой сфере в нашей стране. Если бы салафизм можно было искоренить только просветительским путем, то в Египте, полном известных ученых, его бы вовсе не было.
Можно ли решить проблему, лишь вытирая разлитую вокруг воду, не закрывая кран с гнилой водой? Конечно, нет! Нынешние наши действия похожи на это. Интернет пестрит пропагандой салафизма и экстремизма. Электронная литература, аудио-, видео проповеди повсюду. Даже сайты с доменом «kz», пропагандирующие салафизм, до сих пор беспрепятственно работают.
Безусловно, интернет находится под контролем. В наше время развитых технологий несложно установить личность пользователей социальных сетей. Так почему же не выявляют и не задерживают тех, кто распространяет салафизм, радикализм, экстремизм? Почему им не ставят преград? Почему не привлекают к ответственности предпринимателей, оказывающих им финансовую поддержку? Проблема ясна! Потому что салафизм не запрещен законом в нашей стране. Более того, у нас салафизм рассматривают, разделяя на «умеренный» и «радикальный». Мы дали свободу «умеренным», пытаясь исправить радикалов. В результате число «умеренных» растет с каждым днем. В целом, такое разделение салафизма на две части ошибочно. Слово «умеренный» означает «от них нет никакой опасности». А у всех салафитских течений одинаковые шейхи, основные религиозные взгляды, литература. Все они говорят, что Шакарим сбился с пути, Абай заблудился. Маулит – бидгат, домбра – харам, Наурыз – ширк. Плюют на твою историю, не обращают внимания на твои обычаи. Как же салафизм с такими установками может считаться «умеренным» и бесчинствовать в нашей стране? Не следует забывать, что сегодняшние радикалы вчера были в рядах умеренных. Некоторые, оправдывая «умеренный» салафизм, говорят, что радикалов можно перевести в ряды «умеренных» через проповеди. Если радикал может стать «умеренным», то «умеренный» также может стать радикалом. Как мы уже говорили, существенной разницы в их основных взглядах нет. Разница лишь в методах распространения идеологии салафизма. Один говорит «революция», другой – «эволюция». Что опаснее? Что эффективнее?! Тихий волк не бывает!
Сегодня ответственные учреждения ежегодно предоставляют вышестоящему руководству ложные отчеты о том, что столько-то сотен человек отказались от салафизма. Это действия, подталкивающие соответствующие органы к ошибочному выводу о том, что «салафизм можно полностью искоренить просвещением». Это проявление эгоистичного лицемерия: «Лишь бы у меня при руководстве было спокойно, а что будет завтра – будь что будет».
В целом, борьба с салафизмом должна вестись одновременно в двух направлениях. Первое – запрет законом. Для этого есть механизмы. Нужно лишь подумать. Второе – просвещение. Сейчас в этом направлении ведется хорошая работа. Но ее недостаточно. Потому что нет плана. Не хватает финансирования. Поэтому в первую очередь необходимо предусмотреть источники финансирования, затем создать научный центр, специальный институт, где будут сосредоточены квалифицированные отечественные и зарубежные специалисты. Необходимо давать не общие, а научно обоснованные, планомерные, индивидуальные ответы на идеологию салафизма и такфиризма, на все их доводы. Должны быть подготовлены книги, брошюры, видео-, аудиоматериалы. Государство даже должно снимать специальные художественные фильмы. Должна быть разработана специальная программа для учеников медресе и университетов нашей страны. И так далее…
В конечном итоге, как и Таджикистан, Узбекистан, мы обратимся к закону. Только бы не было поздно…
Кайрат Жолдыбайулы,
islam.kz