Очевидно, что современное казахское общество — общество больное. Чтобы найти лекарство от него, мы должны провести такой же тщательный анализ современного общества, какой проводят врачи перед операцией человеческого организма. Власть, отвернувшись от национальной государственности, оказавшись вне национальных интересов, подобно изолированному острову, вращается вокруг себя, перешла от государственного управления, от течения времени — к управлению «я, я» и «мое». Власть не только к своему народу, но и к ОБСЕ, которая еще вчера стояла перед ней на коленях, заискивая и не представляя, как Казахстан сможет прожить без нее, повернулась настолько резко и враждебно, что готова свернуть ей шею. И хотя народ может простить, европейцы такого «поворота» не прощают. Не знаю, что будет в итоге, но пусть хотя бы их внимание и наказание будут подальше от народа. Ведь народу, который еще вчера пел «родной для своей страны герой», пустили пулю в грудь.
Ружье все еще заряжено. Ружье все еще нацелено на народ.
Раньше мы хватались за голову, когда рядовой следователь необоснованно обвинял невиновную женщину и доводил ее до слез, когда рядовой отряд карателей стрелял в собственных родителей. Теперь этим занимаются генералы. Вспомните слова знаменитого адвоката Плевако, племянника казаха, который защищал в суде старуху, повесившую штаны во дворе, чтобы сохранить авторитет всей монархической России: «Бедная Россия! Твоя беда теперь будет кипеть! Из-за штанов одной старухи твоя совесть была опозорена! Теперь мы не можем не судить эту старуху, иначе будет потеряна честь России. Бедная Россия, опозоренная штанами этой несчастной старухи! Судите, господа! Вы осудите старуху, но как мы смоем эти проклятые штаны, которые стали позором для России. Это будет трудно». Вчера по телевизору, услышав обвинение грозного генерал-майора: «Мы нашли ее призывные листовки «Смерть!», задержали ее, теперь будем привлекать к ответственности», — главного инициатора протестной акции в Жанаозене, то есть главного врага казахов — бедную женщину, чьи муж и сын были привлечены к ответственности за кровавые события декабря, — я вспомнил эти слова Плевако. Женщина, вступившаяся за мужа и сына на новых протестах в Жанаозене, оказалась виновной. Действительно, какой позор! Женщина, защищающая мужа, мать, возмущенная за сына, оказалась подстрекателем, угрожающим независимости Казахстана! А хадис пророка «Вступление за мужа — главная обязанность женщины» этому генералу, очевидно, кажется «тайной пропагандой религиозного фундаментализма». Обвинение этого генерала-генералиссимуса, несомненно, приведет к суду над старухой. Но как низко это — объявлять по телевидению, что женщина, вступившаяся за мужа и сына перед всем народом, будучи гражданкой (ведь сам этот генерал — сын матери, муж женщины), является подстрекательницей! Не говоря уже о гражданстве, у него есть имя — мужчина, генерал! Причина, по которой мы говорим так прямо, заключается в том, что мы переживаем ситуацию, когда, как сказал Абай:
Не нашли покоя,
Не нашли счастья,
Не нашли опоры в добрых делах.
Взяв в руки,
Принеся беду,
Они выслеживают свой народ, —
обратите на это внимание.
Укажем, что в настоящее время кампания «выслеживания своего народа» поднялась до уровня государственного режима. Главный враг Казахстана — не оппозиция, не оралман, не женщина, вступившаяся за мужа и сына, а недальновидная политика власти, основанная на беспринципности, применяемая к нации, строящей государство.
Какова главная причина этого и откуда это началось? Откровенно говоря, это началось с роспуска первых депутатов Мажилиса, придерживавшихся национально-освободительного направления, и создания вместо них Ассамблеи народа Казахстана, которая сегодня руководит правящей партией «Нур Отан», придерживающейся лозунга «Твой враг — твой народ, твой друг — мы» и внедрившей его в сознание. Три года назад, когда готовился первый проект «народной доктрины» и закона о религии, я сказал: «Нация казахов не достигнет полной духовной свободы, пока существует Ассамблея народа Казахстана». Тогда мои друзья — один сенатор и два депутата — назвали меня «Турсын Асанқайғы». То, что привело Казахстан к нынешней внутренней и внешней экономической зависимости, религиозной нетерпимости, — это то, что в сегодняшнем языке доктринальные и юридические версии правил и законов, принятых Россией в конце XIX века о духовной и экономической зависимости, указов, подписанных царем и архиепископом, имеют их отпечатки и активное влияние:
Рожденный нечестивым — тоже враг,
Будет роптать и наказывать тебя, —
как сказал Абай, «ропща», мы получили свое наказание.
Полным доказательством этого являются условия Таможенного союза, вступившие в силу с первого января этого года. Без решения исполнительного совета Таможенного союза Правительство Казахстана больше не сможет принимать постановления об экономике и ценах. Следовательно, оно не сможет регулировать цены, их будет устанавливать Россия. Потому что для принятия решения Таможенным союзом необходимо собрать 69 процентов голосов. 57 процентов этих голосов приходится на Россию, а из оставшихся 12 процентов около 7 процентов приходится на Беларусь, чей внутренний продукт выше, чем у Казахстана. Это означает, что мы полностью экономически зависимы от решений России.
Следовательно, в нынешней ситуации мы являемся полностью зависимой страной. Неужели это то независимое государство, о котором мы мечтали, о котором мечтал Алаш? Я считаю, что это результат военной и политической доктрины из примерно 950 статей, которая была разработана в советское время и должна была быть реализована в случае обретения независимости советскими республиками, а с 1990-х годов открыто реализуется.
Евразийская идея, которую мы «продвигаем», основана на евразийской идее русских масонов, которые не смогли получить свои колониальные доли из Европы, Африки, Австралии и отказались от них. Главная цель этой доктрины — установить господство России на Востоке. То есть, как снова сказал Абай:
Если вы выдержите, не потеряв рассудок,
Вас поработят и унизят.
Если мы прочитаем концепцию евразийцев и учтем, что на гербе у них вместо короны на голове двуглавого орла стоит крест, и прочитаем книгу их нынешнего лидера Дугина, все это станет ясно. А какой подтекст кроется в написании Дугиным книги о Елбасы? Какая это Евразия, которую мы так рьяно продвигаем?! На наши национальные интеллигенты, которые должны ответить на этот вопрос, находятся в таком же состоянии, как сказал великий Абай:
Не могут сказать правду,
Не осмеливаются даже пикнуть,
Гниют в унижении,
Нанявшись за гроши,
Привязавшись к бесплодному делу,
Блуждают, не находя пути —
Народ, интеллигенция — в свое время по разным причинам не смогли активно участвовать и влиять на идеологию и экономическую независимость независимого государства. А нынешняя общественная ситуация совершенно иная. Как сказал Ленин, наступил момент, когда «народ не может жить по-старому, а власть не может управлять по-старому». Как сказал поэт Жанак:
Когда от хана ушла милость, от богача — доброта,
И народ, потерявший равноправие, стал блуждать —
наступает время.
Что делать теперь?
Поэтому, чтобы не остаться неподготовленными, беспомощными, без средств, как раньше, необходимо разработать общенациональную концепцию развития, отвечающую всем целям и потребностям независимого государства. В ней должны быть охвачены все аспекты идеи единого Алаша, начиная с кочевой эпохи, когда мы мечтали о «вечной стране», и тщательно сопоставлены с нынешней государственной структурой, идеологическим, экономическим направлением, внутренней и внешней политикой, мерами безопасности, чтобы определить будущую цель власти. Это — общее стремление. Направление нынешнего народного движения движется в этом направлении. Мечты простого народа основаны на простой утопии. Кто бы ни был, лишь бы пришел честный человек к власти, — надеются они. Сейчас есть признаки народного движения, и оппозиционные партии тоже несколько активизировались. Однако, за исключением их взглядов на отдельные события, такие как Жанаозен, их общенациональные концепции, охватывающие вышеуказанные национальные интересы, неясны. Какую позицию они занимают по насущным вопросам, охватывающим идею единого Алаша, напрямую зависит от поддержки народа. Ведь сами лидеры и члены этой оппозиции являются представителями новой формирующейся буржуазной прослойки казахов, то есть владельцами значительной собственности и капитала.
Я готов участвовать в любом движении, оппозиционной или правящей партии, которая возьмет знамя идеи Алаша. Однако их политика по следующему национальному вопросу должна быть ясной.
Это, прежде всего, касается земельного вопроса. Как сказал Алихан Бокейханов: «Пока казахи не смогут полностью освоить свои исконные земли, опираясь на науку и технику, земля не должна передаваться в частную собственность или переселенцам». Ведь Земля — это Родина, а Родину нельзя продавать или превращать в частную собственность. За эту землю рвалась честь каждого казаха, это кровь и пот каждого казаха. Сейчас казахская земля лишилась своего исторического владельца. Даже Акколь, являющийся источником питания для жителей населенных пунктов в радиусе тысячи километров, начиная с самого необходимого пресного родника в Тургайской области, был приватизирован. Степь пустует. Но сельские жители не могут найти землю для сенокоса, посева, выпаса скота. Сможет ли казахский потомок, подобно А. Бокейханову, рассчитать, сколько людей может прокормить каждый куст таволги и полыни, каждый пресный и соленый родник и колодец на казахской земле, и сможет ли он продавать России 60 тысяч тонн мяса в год. Нужно ли сокращать посевные площади, или нет? Если сокращать, то сократятся ли посевные площади крестьян, которые живут на десять-пятнадцать гектаров, или сократятся посевные площади магнатов? Вот почему я поддерживаю партии и движения, которые тщательно учитывают все это с точки зрения экономических и национальных интересов.
Во-вторых, если движения и оппозиционные партии придут к власти: как будет распределена доля казахского государства в освоении всех подземных, надземных и небесных сырьевых ресурсов, какая форма собственности будет иметь приоритет? Как сказал А. Бокейханов: «Будет ли каждый его камень прикреплен как пуговица к одежде каждого казаха, или нет?»
То есть, это означает: сначала пусть наше собственное благо станет благом для нашей собственной страны, и только потом — для чужих. А сейчас, как сказал мудрец Абай:
Я не могу сказать, что вы исправитесь,
Поскольку все ушло из ваших рук, теперь вы сами по себе, —
наша казна ушла из наших рук. То, о чем говорит Абай, — это именно эта власть. Разве не потеря власти, если вы не можете владеть тем, что под землей, над землей и в небе?! Движения в Атырау, Актобе, Жанаозене напрямую связаны с несправедливым распределением этих природных богатств. Их требование: «Мы не можем терпеть китайских насекомых, которые обосновались на богатствах под землей, за которые наши предки проливали кровь и отдавали жизнь» — это справедливое требование. Я слышал эти слова из их собственных уст.
В-третьих, насущный вопрос, который я хочу знать относительно целей политических партий и движений, — это вопрос экономической независимости: будет ли «горсть шерсти, произведенной на казахской земле, превращаться в одежду для граждан этого государства?» (Бокейханов), то есть, будет ли стремиться к полной экономической независимости и экономической целостности? Или казахский народ будет продолжать оставаться наемником Ким Ли Синов, МашШодИбров, ЛужПутБайсов? Избавимся ли мы от таможенного колониализма, или нет? Сможет ли казахское правительство самостоятельно устанавливать цены на производимую им продукцию, или нет? Или мы снова наденем советское «железное уздечку»?
Абай сказал: «Единство — это единство разума, а не единство богатства. Если вы отдаете свое богатство: те, кто имеет другого отца, другую религию, другой день, тоже будут жить наемным трудом. Если единство продается — это начало предательства. Единство должно быть достигнуто без участия братьев». Будет ли сохранено единство — независимое экономическое единство? Члены оппозиционных и правящих партий знают язык копеек и грошей лучше меня. Поэтому не буду углубляться. А то, что у нас осталось непроданным, — это только «жить наемным трудом», это всем известно.
В-четвертых, я хочу знать, признают ли эти партии и движения господство языка, религии и менталитета государствообразующей нации в казахском государстве, и откроют ли они путь к этому с момента прихода к власти? То есть, как сказал Х. Досмухамедов, будет ли сохранено «господство национальной культуры», или нет? Или вы будете продолжать в том же духе, стремясь поставить памятник «Битлз» на Кок-Тобе, а не Шамши, или переименуете Алматы в Алма-Ату? Как сказала поэтесса Сара: «Когда приходит Жиенкул, мой голос не слышен». Если развитие общества будет продолжаться в этом направлении, то завтра мы будем учить «Коран» на русском языке для наших близких и дальних.
В-пятых, я хочу знать, откроют ли эти политические партии и движения путь к независимой науке. Будут ли законы приниматься на основе национальных обычаев и традиций. Какую модель государства они хотят построить: национально-демократическое государство по образцу Японии, гражданское государство, как в Америке, государство, основанное на интересах одной нации, или государство для всех?
Народ готов следовать за партией или движением, которое выразит свою позицию по таким насущным вопросам и сможет ее реализовать. Иначе народ разочаровался в ложных лозунгах с неясной позицией.
Нам нужна конкретная статистическая информация и анализ. Пусть народ знает реальные экономические показатели Казахстана. Соответствуют ли действительности заявления бывших министров о том, что «теневых финансов» в бюджете в полтора раза больше, чем открытых средств? Это также можно рассматривать как призыв к созданию неофициального правительства.
Эти пять видов национальных позиций, заложенных в Декларации «О суверенитете Казахстана» 1990 года, разветвились, и после законопроекта о продаже земли в 2002 году казахское государство полностью избавилось от национальной идеи и перешло к структуре безразличного государства. Почему вы так быстро отказались от идеи независимости, о которой так страдали?
Партия «Алаш», движимая идеей «Алаш», использовала выдающихся казахских интеллигентов, возглавляемых нашим старшим братом Айталы, «пока не перейдет реку», а затем бросила их в воду. Слова Ленина: буржуазия труслива. У нее нет совести, только корыстные интересы — оказались правдой. Иногда у меня возникает мысль: почему бы нам не начать движение «Тихого гражданского неповиновения», подобное тому, что было в Прибалтике, Узбекистане в советское время, и как в современной Бельгии?
Выступление писателя-ученого Турсына Журтбая на Форуме казахской интеллигенции «Духовность. Независимость. Модернизация» в Алматы (19.03.2012)