11 декабря 2015 года на расширенном заседании Министерства образования и науки РК 117 ректоров высших учебных заведений единогласно поддержали замену предмета «История Казахстана» на предмет «История современного Казахстана». «История современного Казахстана» — этот «новый предмет» охватывает только период с 1991 года, то есть со времен обретения Независимости. Неужели ректоры, выступавшие против глубокого изучения истории всего народа, приняли решение, что предмет, воспитывающий чувство патриотизма у молодежи — историю Казахстана — изучать не нужно, тем самым подрывая будущее молодежи? Что скажут казахи, родители этой молодежи, об этом опасном решении? Казахский народ ведь не состоит только из 117 ректоров и подхалимов в министерстве.
А ведь история — это глубокое духовное понятие, оказывающее особое влияние на развитие сознания человека, мировоззрения, состояния страны, нации, на степень правильного формирования общественных отношений. Без истории невозможно существование общества, народа, государства.
А о значении этой истории когда-то доказал уважаемый деятель Алаша Миржакып Дулатов.
Он говорил: «История — это наука, которая рассказывает о прошлом; она сообщает о делах людей, живших в прошлом. Большинство казахов называют ее «Шежире». Ученые этого времени считают название «история» самым подходящим. Если история — это наставник, ведущий по правильному пути, то ее можно назвать книгой справедливости (барометром справедливости, добавление Е.К.), путеводителем жизни». История является точным инструментом для познания того, каким будет будущее.
Народ, потерявший свою историю, нация, забывшая свою историю, не знает, где она была и где находится, что делала и что совершала, и не осознает, какие дни ждут ее в будущем. Если какой-либо народ не знает своей истории, если какая-либо страна потеряла свою историю, то ей легко исчезнуть. Народ, который не хочет быть униженным и оскорбленным среди других народов мира, который не хочет, чтобы его род прервался, должен понять и познать свою летопись на уровне веры.
История говорит следующее: кем были наши предки, что они сделали и чего достигли в мире, какими дарами обладали, на что потратили эти дары; от каких их дел была польза, от каких — вред; кто были враги и друзья наших предков, почему они потеряли удачу, и все подобное объясняет история. Каждое хорошее и плохое событие, произошедшее с нашими предками, имело свою причину. Точно так же и события, которые произойдут с нами в будущем, будут результатом наших сегодняшних действий. Если мы будем изучать историю, мы точно узнаем, какие действия к каким результатам приведут. От хороших дел — добро, от плохих дел — зло. Если мы изучим историю, мы узнаем, какие дела полезны. Мы будем избегать вредных дел. Мы будем брать пример с благих дел прошлого. Наши сегодняшние действия, наша работа, наше поведение, все наши слова останутся историей для будущих поколений». Сегодня в мире не осталось ничего, что не было бы исследовано. Все было проверено, все было познано. Люди с большим знанием и открытым взглядом исследовали происхождение всего человечества, записали все в книги. Происхождение нашего казахского народа, занимающего четверть карты Азии, не было исследовано, его история не была полностью написана.
Сколько писателей-историков появилось в науке истории, сколько книг было написано. Среди них нет никого, кто бы четко определил происхождение казахов. Не зря, наверное, написано: «Все слова о казахах, написанные в книгах на арабском, тюркском, русском языках, которые мы видели, далеки от истины, являются грубой ложью».
(М. Дулатов. Тюркский народ. «Қазақ», 1913 г. №2, №7)
Эта характеристика истории, данная казахской интеллигенцией, обязывает всех представителей всех национальностей, проживающих на этой земле, то есть всех граждан республики, изучать историю казахского народа, формировавшуюся веками. Поэтому этот предмет оценивается как важное мероприятие государственного значения и преподается во всех высших учебных заведениях. Если мы не будем вникать в наше прошлое и извлекать из него уроки, то можем допустить ошибки в наших будущих направлениях. Поэтому мы должны глубоко понимать и ценить этот принцип, и просить народ не прекращать преподавание истории Отечества в высших учебных заведениях.
А предлагаемая История современного Казахстана — история Независимости — это ложный восторг, написанный подхалимами, и я гарантирую, что она не выдержит испытания временем и будет полна «белых пятен», как и история, проводившаяся в советское время геронтократами (властью пожилых людей) — пустой политикой.
Само название «История современного Казахстана» является совершенно ошибочным. Неужели история 21 века, нового века, должна остаться историей прошлого, старого века? Что это за «изобретательность»? Значит, наша страна начинает современность с 1991 года? А 1990 год до этого относится к прошлому веку? На каких научных основаниях основано такое деление на исторические периоды? И почему в этой «Истории современного Казахстана» не говорится о кровавом событии на Арканкергене, связанном с историей государства? Почему нет информации о том, как депутаты Мажилиса Парламента РК самораспустились и вновь «избрались» сами… Реальные факты о подавлении вооруженной силой протестов нефтяников и народа в Жанаозене в декабре 2011 года, повлекших человеческие жертвы, и другие важные исторические события отсутствуют. Все эти упомянутые события относятся к истории Отечества и к последнему периоду «истории Независимости». А на возражение, что «История Казахстана», преподаваемая ранее, изучается в школах, и мы ее сокращаем, чтобы избежать повторений, ректоры, господа, «История современного Казахстана», которую вы назвали и дали ей имя в 1991 году, также охватывает период с 1991 года и преподавалась в школах. Что вы на это скажете?
Сегодня наука истории, тесно связанная с политикой подхалимства в Казахстане, не предпринимает мер, отвечающих естественным потребностям развития казахского народа, а Министерство образования допускает неграмотность и проявляет бездействие. Сегодня продолжается абсолютизация ложных интересов социалистического общества, унаследованных от красной империи, и попирание национальных интересов, сопровождающееся разрушением национальных идеалов. Преувеличение исторических событий периода Независимости, распространение подхалимства питают весь общественный организм ложью и приводят к показухе. Распространяется искаженное, ложное толкование происходящих общественных процессов, увлечение искусственностью, и это навязывается народу силой. Народ, переживший такое давление и впитавший ложь в свое сознание, сегодня, не избавившись от этого взгляда, проявляет нерешительность в выборе национальных ценностей на пути к цивилизации.
Слова известного американского писателя Марка Твена, ставшего лозунгом американцев: «Если гражданин, видя, что политическая одежда его страны изношена, не говорит, что она изношена, и не участвует в ее обновлении, он является предателем своей Родины», — сегодня, даже если они выходят из уст некоторых наших соотечественников, не достигают сознания широкой общественности. А представители интеллигенции, проявляющие такую патриотичность, если не все, то большинство, затаились, используя методы советской эпохи. Они находятся в беспомощном состоянии, не в силах избавиться от страха, оставшегося с той эпохи.
История — это память народа. Она произошла, и ее нельзя исправить, нельзя переписать, заменив один цвет другим. Мы должны принять ее такой, какая она есть, со всеми ее противоречиями и трагическими страницами, во всем ее многообразии, в ее целостности.
Наука истории — священная наука. Она не терпит искажений, особенно прикрашивания? «Хромого слушать, а лжи верить». Ее мерило — правда, обращение к истине. А есть ли эта ИСТИНА в «Истории современного Казахстана»?
Куандык Есенгазы,
доктор исторических наук, профессор.
Национальный портал