Великий писатель и мудрый мыслитель Лев Толстой оставил глубокую тайну для последующих исследователей и тысяч читателей благодаря своей бурной судьбе и загадочной жизни. Неповторимое мастерство Толстого, создавшего шедевры мировой прозы, такие как «Война и мир» и «Анна Каренина», само по себе является большой темой. А его взгляды и убеждения об истине и Творце представляют собой отдельный, еще не до конца раскрытый мир великого писателя. До сих пор было опубликовано немало исследований и ценных данных об отношении русского классика к религии в целом, а также к Исламу. Однако мнения и предположения по этому поводу до сих пор не пришли к единому мнению. Особенно разнообразны мнения о связи гения с религией Ислам. Мы считаем, что взгляд великого писателя на христианство и Ислам, а также духовное единство гения с мыслителями мусульманского мира и Шакаримом Кудайбердиевым в его время, внесут некоторую ясность в этот спорный и полный тайн вопрос.
Общее духовное сокровище казахов и русских
Прежде чем говорить об отношении Толстого к Исламу, мы считаем целесообразным начать с упоминания духовной связи между нашим дорогим сыном казахского народа – нашим предком Шакаримом и русским мудрецом. Сегодня часто говорят о духовном единстве и переписке этих двух мыслителей в свое время. К сожалению, не сохранилось исторических документов, которые могли бы служить настоящим доказательством их переписки. Тем не менее, следующие ценные сведения из воспоминаний Ахата, сына Шакарима Кажы, могут пролить хоть какой-то свет на данный вопрос. В них приводится содержание разговора Ахата Шакаримулы с отцом о русском писателе и вопросы, которые Шакарим Кажы задал своему духовному наставнику.
«В одном из разговоров с покойным отцом я сказал: «Вы очень высоко цените Толстого как в обычных разговорах, так и в стихах, посвященных ему». Тогда отец сказал: «Я и раньше ценил Толстого. Особенно я задал Толстому три вопроса. На эти вопросы Толстой дал мне очень ценные ответы. Эти ответы меня тронули, стали уроком для поклонения и остались в моей душе. Я спросил: «Из всех неприятных поступков, которые задевают человеческую честь, что является самым тяжелым для чести, как вы знаете?» Толстой ответил: «Все, что вы перечислили, задевает человеческую честь. По моему мнению, есть одно дело, которое особенно тяжело для чести. Это когда человек знает истину, которая вредит большинству или обществу, и, опасаясь чего-либо, не говорит эту истину, это очень тяжело для чести. Во-первых: если вы очень богаты и скажете эту истину, и это повредит вашему имуществу, во-вторых: если вы занимаете высокое положение и скажете эту истину, и потеряете свое положение, в-третьих: если вы скажете эту истину, и ваша голова будет наказана, то, опасаясь этих трех видов последствий, не сказать истину, которая вредит многим, это самое тяжелое для чести», – сказал он. Во-вторых: «Я решил написать крупные произведения. Какой совет вы можете дать?» На это он сказал: «Будь то произведение с участием многих людей или рассказ, писатель должен быть глубоко вовлечен в само событие, в действие этого рассказа. Положение этого события должно быть для писателя ясным, как будто он его чувствует. В противном случае рассказ не будет точным и интересным. Писатель не должен забывать пословицу «Сшитое в тени платье не подходит по фигуре». Произведение, написанное без погружения, основанное на внешних размышлениях, не будет соответствовать действительности и не будет интересным», – сказал он. В-третьих: «Трудно судить о правильности или неправильности того, что я пишу, каким методом можно увидеть, оценить и исправить ошибку в моем произведении?» На мой вопрос великий писатель ответил: «Отличительное качество писателя – видеть свою ошибку и исправлять ее. Это не каждому дано. Есть и поговорка «Чужую ошибку видит другой». Лучше всего, когда человек видит и исправляет свою ошибку сам, это качество присуще самому человеку. Это чистое сердце, данное человеку. Если человек сможет испытать свои поступки и слова на чистоте своего сердца, то чувство чистого сердца сможет раскрыть их. Выводы, прошедшие через размышления разума, должны быть пропущены через сито сердца. Человек, привыкший следовать импульсам сердца, может видеть как свои недостатки, так и недостатки других, поэтому справедливый критик – это чистое сердце», – сказал он» (Ахат Кудайбердиулы. «Воспоминания о Шакариме», стр. 64).
Поиск писем этих двух гигантов, считающихся общим наследием казахской и русской духовности, относится к важным делам будущего. Следует отметить, что в этом направлении уже предпринимаются некоторые шаги. Например, делегация из музея Абая посетила Ясную Поляну, где при жизни жил русский писатель, а ныне находится музей. Одной из нескольких целей этой группы во время визита были поиски писем Шакарима-Толстого.
Если работа в этом направлении будет проводиться систематически, то возможно обнаружение писем казахского и русского гениев. Учитывая вклад, который эти исторические документы, обладающие глубоким философским содержанием, внесут в культурное наследие двух стран в случае их обнаружения, важность исследовательских работ возрастает.
Духовная связь, объединившая двух мыслителей
Из этой переписки Толстого и Шакарима, развивавшейся в форме вопросов и ответов, видно сходство вечных вопросов, волновавших умы гениев. В ответе Толстого на вопросы казахского поэта об основной задаче подлинного творчества и истине, ведущей по прямому пути, мы можем увидеть духовную связь русского мыслителя и казахского гения. Кроме того, из такого гармоничного обмена мнениями видно, что оба деятеля черпали из общих духовных источников в поисках вечной истины в свое время. Поэтому, познавая мир Шакарима, мы преклоняемся перед учением русского писателя. В этом отношении можно провести духовную параллель, сравнивая сходство взглядов, идей и судеб между Шакаримом и Толстым. Известно, что казахский мыслитель жил в противоречивом обществе. Если считать, что сущность творческого человека отражается в его духовных зеркалах – произведениях, то взгляды поэта на религию и истину, Творца, прекрасно вышиты строками в религиозных стихах, которые он оставил.
Стихи и мысли Шакарима Кудайбердиулы о мире, жизни, религии свидетельствуют о том, что он был борцом-поэтом, и в целом придерживался духовного принципа, согласно которому человек познает истину, а через нее и себя, посредством «чистого разума» и «глаза сердца». В глубоких философских стихах поэта выражается мысль о том, что существует Всемогущая Сила, сотворившая мир, и ее нужно признавать, а доказательством этого служит гармония природы, окружающей нас. Кроме того, в лирических словах казахского гения с великим поэтическим мастерством передается мысль о том, что познание истинной сущности человека возможно через беспрепятственное испытание чистым разумом.
Немало стихов поэта свидетельствуют о том, что он уделял особое внимание безграничности возможностей познания человека. Одно из них прекрасно переплетается с замечательными сравнениями в следующих строках:
Если птица разума взлетит, не заблудившись,
В мире не будет ничего скрытого от глаз.
Семь небес станут легкой ступенью с земли,
И космос будет достигнут, если потянуться.
Все души найдут свою пару во мне,
Если измерить глубокой мыслью, здравым разумом, –
В этом стихотворном отрывке Шакарим Кажы определил место разума в познании истины. Также можно сравнить духовное единство Шакарима и Толстого с сходством последних частей их жизни. Известно, что казахский мыслитель последние годы своей поучительной жизни провел в одиночестве в местечке Шакпак. Таким образом, если наш предок Шакарим предпочел осмыслить накопленное духовное сокровище в отведенные ему судьбой