Немало казахов получили образование на русском языке. Их очень много. Но большинство из них не смогли остаться казахами. Внешне казахи. Душой, языком — другие. Если не считать благочестивых, то большинство таких людей не могут гордо сказать: «Я казах!». Им стыдно это сказать.
Бауыржан Момышулы тоже начинал учиться по-русски. Вся его служба прошла на русском языке. Но он остался НАСТОЯЩИМ КАЗАХОМ.
Когда он говорил по-русски, его исключительное красноречие, сила мысли, логика, высокий уровень образования удивляли даже самых интеллигентных русских, заставляя их восхищенно цокать языком.
Однако, в отличие от многих других казахов, получивших образование на русском языке, он не отрекся от казахского языка.
У него было много русских друзей…
Он оценивал человека не по национальности, а по уму, проницательности, человечности.
А свой народ, своих казахов он любил безгранично, всей душой. Он думал о его прошлом, настоящем, будущем, прилагал усилия, боролся.
«Победы можно достичь только силой духа», — говорил Бауыржан Момышулы. Он мечтал, чтобы дух народа, поколений не был сломлен.
«Заяц гибнет от камыша, а муж от бесчестия» — это мудрое изречение отражает высокую философию казахов о духе, воинской сущности. Вы не встретите такого у других», — говорил Бауыржан Момышулы.
«Меня возмущает, когда некоторые «псевдо-ораторы» говорят о народе с такой передовой философией о духе: «Мы были скотом, мы были невежественны», — говорит Бауыржан.
Это он сказал еще в годы войны. А как же земля носит тех, кто говорит такие оскорбительные слова о своем народе прямо сейчас!
«Наши так называемые интеллигенты, наши руководители до недавнего времени считали своим долгом в докладах говорить, что до Октябрьской революции грамотными были всего два процента казахов, остальные были абсолютно неграмотными. Есть и те, кто говорит так до сих пор.
А Бауыржан Момышулы еще в те военные годы провозгласил всему миру: «Нельзя требовать от Кенесары соответствия его взглядов взглядам Маркса».
После этого, как могли Москва и ее приспешники в Казахстане полюбить Бауыржана Момышулы? Вся советская идеология, вся пропаганда — на одной стороне. Бауыржан Момышулы — на другой. Вот что значит «не подчинился узде».
Бауыржан Момышулы тогда сказал:
«Принесет ли это пользу, если мы отвергнем все хорошие традиции казахского народа как ненужные, если мы не будем знать, кто были наши предки?» — спрашивает он.
Бауыржан Момышулы шестьдесят лет назад предостерег, что уничтожение прошлого приведет к манкуртизму будущих поколений.
Общество, его руководители не приняли это во внимание. Теперь мы с трудом ощущаем последствия этого, и даже в это так называемое независимое время мы мучаемся с вопросом «государственного языка».
8 марта 1943 года Бауыржан написал письмо с фронта председателю Совета Народных Комиссаров Казахской ССР Нуртасу Ондасынову.
Там он не говорит, что я уничтожаю врага, что я знаменитый батыр. Он призывает руководство республики вмешаться в судьбу народа.
«Игра в асыки, в чилик, в прятки; соревнования, борьба, игра в аксуек воспитывают в молодежи ловкость, мастерство, хитрость, меткость, быстроту, упорство…
Все хорошие традиции казахского народа, имевшие место в прошлом, должны сегодня вновь восторжествовать. Золотой фонд народной мудрости должен стать нашим достижением, обогатить наши знания и опыт, помочь в наших делах».
Как раз в то время, в 1943 году, я учился в третьем классе. Был одним из несчастных детей войны. Если мы играли в асыки, учитель ругал, бригадир гнал нас на работу, говоря: «Эй, ты, голова, затуманенная асыками».
А Бауыржан Момышулы, даже в военное время, говорил главе правительства, чтобы он закалял, тренировал, укреплял детей.
Мы сказали, что это было военное время. А сейчас? Этот завет Бауыржана Момышулы очень и очень актуален для сегодняшнего правительства.
Если бы были уши, чтобы слушать, сердце, чтобы понимать, разум, чтобы осмысливать, то Бауыржан Момышулы сказал бы именно так.
«Кокпар, байга, аударыспак — это традиционные национальные спортивные игры, которые развивают храбрость, ловкость, укрепляют мышцы, пробуждают азарт, побуждают к расчетливому риску, даже к тому, чтобы поставить на карту свою честь и славу ради жизни…
Наши «крещеные» (имеются в виду те, кто отвернулся от своих корней) считают эти благие традиции устаревшими, пренебрегают ими, не замечают их в воспитании воинских качеств, и даже до сегодняшнего дня люди, сидящие за столом бывшего председателя, думающие не на государственном уровне, преследовали их».
Ответил ли Нуртас Ондасынов на это письмо Бауыржана Момышулы, касающееся судьбы нации, поколений, — мы не знаем. Но истина заключается в том, что это письмо адресовано не только Ондасынову. Оно адресовано будущим руководителям, которые будут держать в руках бразды правления государством, правительством.
«В результате такой вопиющей ошибки в воспитательной работе часть молодежи растет неузнаваемо невежливой, легкомысленной, плохой, неуклюжей, грубой; встречаются даже трусливые, нетерпеливые, думающие только о себе».
С момента написания Бауыржаном Момышулы этого скорбного послания прошло уже более полувека.
Эта болезнь не уменьшилась, а только обострилась. Следовательно, если народ хочет заботиться о народе, о будущем, если хочет защищать НАЦИОНАЛЬНУЮ ГОРДОСТЬ, то необходимо приложить все усилия, чтобы люди не развращались, не гибли, а совершенствовались.
Прямо сейчас все чаще стали говорить о необходимости совершенствования пород скота. А о совершенствовании пород людей, национального генофонда никто и не говорит.
Где Балуан Шолак, поднявший на ярмарке 51 пуд железа?!
Где Кажымукан, ставший чемпионом мира по борьбе?!
Где Иманжусуп, который заставил «волосатых» врагов плакать от бессилия?!
Это не герои выдуманных сказок; те, кто видел их своими глазами, еще живы, хоть и немногочисленны. Казахский народ, породивший таких великих людей, жив, сидит на своей родине. Народ может не порождать великих людей. Просто для того, чтобы найти и воспитать их, у руководителей должны быть вера, искренность, усердие, честь…
Красная диктатура не дала ему звание Батыра при жизни. Мало того, она его заклеймила:
— Националист, — сказали они.
Национализм — это патриотизм, любовь к Родине, любовь к нации.
— Он не подчинится узде, не будет делать, что вы скажете, не пойдет туда, куда вы его поведете, — сказали красные диктаторы.
Бауыржан Момышулы презирал лживость власти. В Конституции все было красиво: все союзные республики равноправны, все живут в мире и согласии. А на самом деле проводилась политика массовой русификации всех республик, всех наций, все богатства присваивала Москва. Появился не казах, не киргиз, не татарин, не башкир, а «советский народ».
— Бауыржан — человек, стоящий вне общества, вне общества бывает только зверь, — кричали, раздувая легкие, льстецы красной диктатуре.
О таких Бауыржан говорил:
— У меня много врагов. Легко найти врагов. Но если разобраться, они мне и не враги. Я боролся не с ними самими, а с пороками, которые были в них. — Большинство, за исключением очень немногих, не поняли этого. — Если уж духовные слепцы считают меня врагом, пусть будет так. Я не сверну со своего праведного пути, поддавшись их настроениям. Я просил у Бога не гнилых, а великих врагов. Но судьба уготовила мне гигантов среди друзей и лягушек-скорпионов среди врагов. А настоящих врагов я видел только на войне.
Вот кредо Бауыржана, цель-стремление его жизни, его стержень.
Шерхан МУРТАЗА, писатель
Сокращенно из статьи «Владыка духа и чести» из сборника «Поэты и Акимы»