ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Прародительница и прекрасное семя Чингисхана

Прародительница и прекрасное семя Чингисхана

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
14 апреля, 2016
in Национальная история
0

«Тайная история монголов» была обнаружена в 19 веке. Однако, похожие на описанные в ней события встречаются и в более ранних летописях Абылгази и Кадыргали Жалайри. Вопрос касается упоминаний о том, что жена Тобан-мергена, будучи беременной, родила Боданжара. Мы будем использовать здесь имена лиц, упомянутые Тлеуберды Абенаем при переводе «Тайной истории».

Моя предыдущая статья «Родословная Чингисхана в казахской летописи» была взята из книги, которую я сейчас пишу, поэтому я максимально сократил статью при отправке на Национальный портал. Причина, во-первых, заключалась в том, что тема касалась только родословной Чингисхана, поэтому мои рассуждения о тамгах были исключены. Также были исключены мои утверждения о том, что «нокта агасы» на самом деле является скотоводом страны, племени, улуса, жуза, что можно узнать из летописных данных, и что помощник «каракок» также является «нокта агасы».

Во-вторых, поскольку в летописи содержатся сведения, затрагивающие честь некоторых представителей родов и племен, а также некоторые грубые слова, я не стал публиковать это в интернете. Великий Абай однажды написал о летописях: «Не обижайтесь на тех, кто возвеличивает предков различными вымыслами», и попросил не указывать его имя в газете.

Однако, прочитав в комментариях к опубликованной статье высказывания националистов, оспаривающих Чингисхана, я решил развить свою предыдущую статью, приведя одно из грубых слов. Дело в том, что, судя по комментариям, многие не поняли, о чем я говорю, возможно, потому, что происхождение Чингисхана было упомянуто вскользь. Поэтому дальнейший разговор будет посвящен тому, что род Боданжара, родившего Чингисхана, произошел не от света, а от половых органов человека. От какого человека? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем опираться только на основной источник – «Тайную историю» и тамги. Косвенные данные будут приведены в качестве примеров.

Прежде всего, хочу сказать, что националисты (изначально сарматы) становятся националистами, потому что получили генетическую информацию о своей чуждости казахам. Люди, уверенные в себе, как найманы, не бывают националистами. Дальнейший разговор будет посвящен роду Ергенект из найманов. В своей книге «Бөрі найман» я упоминал, что род Ергенект имеет отношение к Ергене-конам. Об этом говорят не только я, но и многие исследователи, первым из которых был Алькей Маргулан.

Известно, что современные исследователи, основываясь на «Тайной истории», говорят о двух родах Кият. Если до Боданжара Кияты были Аргы-ана, то после Боданжара – Ару-урук, а по моему мнению – Берги-ана. Эти два рода Кият не имеют никакого генетического отношения друг к другу. Вторые Кияты лишь заимствовали название у первых.

Ергенек означает препятствие, то есть заслон, подстилку для двери юрты и т.д. Поскольку Ергене-кон, где скрывались Кияты, служил препятствием для их врагов, само слово «ергенек» относится к этому Ергене-кону. Мы знаем Ергене-кон как крутую горную гряду. В России, на границе нынешних Волгоградской области и Калмыкии, есть хребет Ергени. К востоку от этого хребта находится крутой обрыв, а западная сторона пологая. В Алтайских горах Ергене-кон не найден. По моему мнению, это препятствие не могло находиться в Алтайских горах. Потому что другие тюрки или китайцы, враждовавшие с ними, нашли бы их в Алтайских горах и уничтожили бы. Они прошли бы там, где прошли Кияты. Хотя легенда имеет под собой правду, возможно, круглость Ергене-кона была преувеличена и описана с излишней эмоциональностью. Чем дальше они уходили от врагов, тем ближе к истине. Название Ергени на Волге до 19 века называлось иначе. В 19 веке русский путешественник-исследователь услышал от одного калмыка из той местности, что его так называют. Рашид назвал Ергене-кон «крутым хребтом». Ергени на Волге также является «крутым хребтом» с восточной стороны. Для тех, кто ушел за Ергени, этот хребет действительно служил препятствием против Китая. Судя по фразе «переплыв море-реку» в «Тайной истории», Кияты, возможно, ушли дальше Волги, если они были предками саков. (Знали плавание, лодки-корабли).

«Чтобы писать историю, нужны, во-первых, источники, во-вторых, философия, в-третьих, культура», — говорил деятель культуры Республики Казахстан Мухтархан Абаган-торе. По моему мнению, Сак, Гун, Тюрк – это три названия одного народа. Все три названия означают одно понятие. Если рассматривать с точки зрения философии, то Сак – это тот, кто слышит голос Вечного Неба, Гун – тот, кто слышит звук Вечного Неба, а Тюрк – тот, кто внимательно слушает голос Вечного Неба. В своей книге «Бөрі найман» в главе «Шаманы и прорицатели найманов» я писал: «С момента сотворения человека племенами правили только шаманы. Все великие люди, лидеры народов обладали особыми качествами».

Поздние цари и ханы, если не обладали собственными качествами, обязательно брали с собой провидцев и великих шаманов. Великих шаманов арабы называли Кахин. Каган и Хан – это слова, пришедшие от арабов. Материалисты назвали нашего пророка Мухаммеда (мир ему) «кахиноподобным». По моему мнению, титул кагана у тюрков изначально давался человеку, управлявшему народом, потому что он был кахином, способным общаться с Вечным Небом.

Вожди саков, гуннов, тюрков никогда не начинали нападение и не управляли народом, не посоветовавшись со своими великими шаманами. При царе гуннов Идиле находилось много известных прорицателей. Они заранее предсказывали исход предстоящей битвы. Чингисхан брал с собой потомка пророка Мухаммеда (мир ему), умершего в 112 лет, Джапара-ходжу, и шамана из рода кокше баксы. Хулагу же свои предсказания звездочета обосновывал словами священного Корана, опираясь на своего ходжу. При Аскаке Темире был провидец-мусульманин, сейит-ходжа Сейит Береке, при Абылае – святой Жалангаш-баба, при Кенесары – прорицатель, игравший на кобызе и гадавший.

Похоже, что Сак, Гун, Тюрк – это общие понятия, означающие тех, кто слышит голос Вечного Неба. В основе поклонения Вечному Небу лежит шаманизм, то есть шаманство. Например, кокше баксы из рода кокше, который был при Чингисхане, утверждал, что встречается и разговаривает с Вечным Небом. Эти названия на самом деле были названиями улусов и государств, состоящих из многих племен с общим происхождением. Поэтому саки-су – это, несомненно, гунны и тюрки. В упомянутой выше статье я говорил, что предками монголов являются саки-су – созаки. Теперь перейдем к Аргы-ане.

В своем труде «Казахская мифология» Серикбол Кондыбай пишет:

«Ергене – Аргы Ана. Это также одно из имен Великого предка, и наличие такого имени вытекает из раскрытия этимологии этнонима «ергенект» (ерги – «аргы», ене (к) – «ене», «мать» и формант «ти») у казахов-найманов. Этимология древнетюркского топонима «Ергенекон» также связана с Аргы-аной («Ергене», «Ергенек»). В этом названии слились два мифических образа: первый – Аргы ана/ене (Ергене, Ергенек) – «Великий предок», второй – Ергенект – «потомок Великого предка» (название рода).

К этому добавим, что Алькей Маргулан, исследуя летопись, полученную от найманского мусы-бия, утверждал, что тамга Ергенект у найманов, тамга Босага у коныратов – это ворота Ергене-кона. Когда я не читал эти исследования, я говорил, что тамга Ергенект означает подвесной мост между двумя скалами, ведущий в Ергене-кон. Ескендир Баттал, сын Баттала Куранбая из рода Тортуыл, летописца найманов, сказал: «Особая мысль: Ергене-кон – это название, образованное от древнетюркских слов, означающих «место обитания предков». В этом случае Кон-кырат (конырат) означает «место обитания на возвышенности». (Второй вариант).

Здесь, кажется, необходимо объяснить, как «Аргы Ана» стала Великим предком. Ведь мать – женщина, а предок – мужчина. Что сказал Гулам Кадыр, один из последних представителей настоящих казахских мыслителей-летописцев, упомянутый в моей первой статье о Ергенект-найманах?

Гулам Кадыр Жазыбайулы, мудрый наставник моего покойного отца, летописца, в молодости был известен как Кадыр-храбрец за свою отвагу, родился в 1912 году. Поскольку он родился в один год с нашим предком Динмухаммедом, о нем остались слова: «Конаев – ученый, Гулам Кадыр – неученый мудрец». Его отец, Жанырбайулы Жазыбай, окончил Казанскую гимназию и учился в Санкт-Петербургском высшем учебном заведении раньше своего сородича Кольбая Тогысева. Он знал русский язык, был образованным человеком, хорошо разбирался в истории. После революции он переехал в Китай. Его сын Гулам Кадыр вернулся на родину из Китая раньше. Поскольку его отец был образованным человеком, а сам он жил в Китае, он был знаком с «Тайной историей».

Когда наш отец в 1973 году стал первым секретарем Тарбагатайского района, мудрец, зная, что отец был Ергенект-найманом с другой стороны Иртыша, рассказал об этом своему другу Кали. При этом присутствовал младший брат Кали, ныне живой, сын врага народа Женисхан Бакияулы, тогда еще молодой парень. Род Женисхана – Байжигит Тогас, он был родственником мудреца. Я узнал о мусульманском пути и тонкостях летописи в юности и от этого Женисхана. Потому что Женисхан до конца оставался рядом с мудрецом. Кроме того, у мудреца есть зять по имени Есмурат. Он записывал слова своего тестя на пленку. Есмурат – известный певец, четыре раза выступавший перед нашим лидером. Итак, на том собрании Гулам Кадыр сказал об Ергенект:

«Ергенект – это монголы. Ергенек – это Аргы энек, то есть древний род. Жена девятого предка Чингисхана, Домбауыл-мергена, Алан-ана родила Боданжара от небесного света и серого волка, поэтому его потомков казахи называют Кият-Борижигит, а монголы – Боржигин. Те, кто до Домбауыл-мергена, были Аргы энек. Они – Кияты, слившиеся с Найман. Нынешние Ергенект – это они».

Бозгурт, упомянутый здесь мудрецом, – это Борте Чино, а наш Домбауыл-мерген – Тобан-мерген. Добавим к словам мудреца, что Алькей Маргулан, когда учился в аспирантуре в Ленинграде и тщательно исследовал найманскую летопись, написал: «Ергенекты – другие племена, ставшие найманами». В советское время, когда монголы Чингисхана считались злодеями, мудрый ученый, возможно, не стал прямо указывать, что они являются древними (аргы) монголами, чтобы не обидеть найманов.

Гулам Кадыр, хотя и знал из «Тайной истории» о юноше из рода Байырку, который находился в доме Алан-аны, не сказал, что от него родился Боданжар. Он передал услышанное как есть, не проводя никаких анализов летописи. Мудрец, который мог определить происхождение человека по лицу, говорил о торе: «Казанбас не бывает торе».

Из слов летописца «Аргы энек» мы понимаем, почему Кондыбай назвал Аргы-ану Великим предком. По моему мнению, Кондыбай знал о «Аргы энек», но не смог сказать об этом в своей научной работе, соблюдая приличия. Поймите, что сказанное нами не является чем-то постыдным.

Итак, кто же наш Великий предок? По этому поводу мои молодые братья-оралманы с учеными степенями разделились на два лагеря, поэтому моя книга до сих пор не закончена. У них есть материалы для написания тридцатитомной истории. В настоящее время эти наши братья-найман находятся рядом с нашими золотыми фондами аксакалов, чьи рога подобны соснам, и ходят по их стопам. О них сказал заслуженный деятель Казахстана Какимбек Салык: «Они бросились в глаза, как стремительный скакун, приблизившийся к лидерам на аламанских скачках».

По их данным, мать великого царя гуннов Модэ-тенгрикута была дочерью Шемершек-батыра из племени Киян гуннов. Торе из Китая говорят: «Я потомок Модэ, царя гуннов» Алихана Бокейхана. Если один из Чингисхана, Алихан Бокейхан, упоминает Модэ, неужели вы думаете, что Чингисхан, живший близко к нему, не знал об этом?

«Три Чингисхана» Койшыгары Салгараулы – это Модэ, Адиль, Темиржан (Темуджин). Метод государственного строительства и организации войска Чингисхана – это точно метод Модэ. Великим предком, вероятно, является этот Модэ.

У меня нет сомнений в том, что современные монголы исказили «Тайную историю». Они говорят, что у Алан-аны в доме находился юноша из рода Баяут, потому что в составе их народа есть ветвь Баяд. Однако эти Баяды происходят не от халха-тунгусов-тангутов, а от тюркских Байырку, которые слились с ойратами-дербетами, а затем с нынешними монголами. Поэтому весь Адай был назван в честь Тлеуберды Баяда, который был связан с Баюлы. На монгольском языке Баяд означает «богатые». Отсюда мы понимаем, что Баяут – тюркское слово. (Бая-ут. Ут – огонь, очаг, род).

Отсюда следует вывод: Аргы энек, будь то потомки Кияна, или Киян – халха-монголы, не имеют никакого отношения к роду Ару Чингисхана. Сами торе, начиная от Бозгурта, записывают Тобан-мергена как отца Боданжара. Это грубая ошибка. Если Алихан Бокейхан, знавший многое, возводил себя к Модэ, то назвал бы он Байаута Малика отцом Боданжара? Почему арабы возводят Чингисхана от арабского халифа Аби-Малика и его жены Гульсары? Арабы завоевали Среднюю Азию во времена Абдул-Малик ибн Мервана. По моему мнению, поздние арабы, писавшие летопись в пользу ислама, знали, что имя отца Боданжара было Малик. В любом случае, этот Байаут, похоже, был не простым человеком. Вспомните Сабалака. Он тоже был кем-то потерянным…

Когда молодой Темуджин бежал от тайчжиутов, он скрывался в доме байаута Соркана. Позже этот Соркан стал названым отцом Чингисхана, байауты получили право брать жен из рода Чингисхана, и их девять грехов были прощены. Главный вопрос здесь не в том, что Чингисхан уважал байаутов за спасение, а в том, что Чингисхан, когда у него не осталось ни места, ни опоры, скрылся у своих байаутов. А эти байауты состоят из двух ветвей – джадай и кехерин байаут. Снова Адай. Где бы ни был Адай, там нет никаких халха-монголов? Адай – это старый казах, то есть Аргы казах. Старше даже Модэ. Русский ученый А.И. Левшин писал: «Слово Кайсакъ или Касакъ есть испорченное имя Казакъ, котораго древность, как уверяютъ некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова».

А в нашей «Национальной энциклопедии» название Адай связывается с арабским племенем Ад. У арабов упоминаются Косаи из Айдай, жившие за 200 лет до нашего пророка Мухаммеда (мир ему). По моему мнению, Ад в слове Адай – это название племени, а Ай – это суффикс, образующий слово, придающий смысловой оттенок. То есть, слово Адай означает «относящийся к Аду». Например, в слове Керей «Кер» – это холм, «Ей» – это суффикс, образующий слово. Кер означает холм, гору, высоту, возвышенность. Таким образом, Керей произошло от «холмистый». (А. Адpахманов. «Этнотопонимика Казахстана»).

Таким образом, название Адай упоминается в Священном Коране. Лукман Хаким, равный пророку в суре «Лукман», проживший тысячу лет по воле Аллаха, был из этого племени Ад. Однако мы не должны понимать предков Адай как арабов. Как говорит господин Кайрат Закарьянов, азиатские кочевники правили миром. Шумер, Аккад, Аравия, индейцы Америки, в том числе племя, создавшее цивилизацию Майя, – азиатские кочевники достигли всех этих мест. Исторически доказано, что родиной американских индейцев являются Саяно-Алтайские горы, а их языки относятся к енисейской группе. Были и те, кто возвращался со своих мест. Возможно, именно Адаи принесли слово «Кахин» арабов в Евразию. Сходство слова «Кахин» из Аравии со словом «Кахан-Каган-Хан», произносимым на севере Евразии, не случайно.

Я исследовал все гребенчатые тамги среди казахских племен и на территории Монголии. У Армана Кията, летописца торе, я видел тамгу торе. Гребень торе – это гребень с хвостом. Гребень с хвостом есть только у Табына среди казахских племен. А у Жалайыра и Таракты тамги, похожие на букву Ш, отличаются от тамги Чингисхана по форме и являются гребнями без хвоста. Тамга Адай, будучи древней, хоть и без хвоста, по форме совпадает с тамгой Чингисхана. Кроме того, по данным Саткожаулы, тамга Адай в тюркскую эпоху и тамга Матая из Наймана – одна, тамга Бори. (Бори жигит).

У Адай было также название Ман Адай. Оно означает «Адай с верблюдами». У алтайцев есть мифологические герои Ма-Адай, Кок Адай. Кроме того, у алтайцев есть красивая легенда о ребенке, украденном у морской матери. То, что в степи без моря говорят о море, указывает на то, что Адай также пришли на Алтай. По моему мнению, Ман Адай – Ма-Адай означает Матай из Наймана. В записях Габита Мусрепова по мотивам легенд говорится, что Каптагай-батыр из Матая, основавший Казахское ханство, ударил кого-то головой верблюда, которую он грыз. Каптагай – это прозвище батыра Колдоса. Слово Каптагай на монгольском означает дикий верблюд-самец. Каптагай-батыр, названный диким верблюдом и грызущий голову верблюда, вероятно, и есть Адай с верблюдами. В Матае ветвь Каптагай является отдельной ветвью. Их тамга вместе с «тамгой Бори» – это «босага» Ергене-коновских Коныратов. Имя Каптагай упоминается в труде Дулати.

Теперь, в дополнение к моему утверждению о том, что название «казах» произошло от древнетюркского «казгак», приведу один пример. Полный анализ названия «казгак» вы найдете в моих статьях «Родословная Чингисхана в казахской летописи» на двух порталах. Итак, корень «Каз» в слове «казгак» означает свободный, самостоятельный, независимый. То, что младенец «каз тұрды» (встал на ноги), означает, что он стоит самостоятельно, без опоры. Почему говорится «каз тұрды»?

Похоже, это связано с Каспийским морем, местом обитания Адай. Во время сильного шторма волны Каспия поднимаются, как горы, и когда эти волны бьются о скалистый берег, их пена взлетает в небо, а лебеди выходят на берег и встают на ноги. Увидев это, наши предки говорили «каз тұрды». Потому что вид лебедей, плавающих в озере, отличается от вида, когда они стоят на ногах. Выход лебедя из моря, его самостоятельное, свободное стояние. В этом явлении кроется основа того, что некоторые исследователи называют казахов «страной белых гусей». А на монгольском языке племя Конырат-Хонкират-Хунгиррат, вышедшее из Ергене-кона, называется Хунарат. Здесь «Хун» – лебедь, «арат» – народ. То есть, страна лебедей. Отсюда, по моему мнению, Каспийские Адай имеют прямое отношение к названию «казгак-казах». Поэтому в летописи они названы «старым казахом».

Среди найманов существует легенда, передаваемая как «Кунанбай сказал», в которой рассказывается, что Домбауыл-мерген женился на девушке-лебеди, и от этого родился Кият. Из этой легенды мы также узнаем о связи Кията и казахов с лебедем. Наш предок Асан Кайгы сказал: «Лебедь – царь птиц с красными лапами».

Кайрат Зарипханулы Даукеев, летописец.

Национальный портал

Previous Post

«Живая земля» хуннского кагана или легенда о земле

Next Post

Бауыржан Момышулы: «Победы можно достичь только силой духа»

Next Post

Бауыржан Момышулы: «Победы можно достичь только силой духа»

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.