ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Родословная Чингисхана в казахской шежире

Родословная Чингисхана в казахской шежире

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
18 марта, 2016
in Национальная история
0

Нынешние монголы – это халха-монголы. Они отличаются от монголов Чингисхана религией, языком и нравом.

Койшыгара Салгараулы

Один из последних истинных мыслителей-летописцев казахов, мой покойный современник Гулам Кадыр из рода Найман-байжигит, говоря о Чингисхане, сказал: «До пятого колена Чингисхан брал в жены дочерей из рода Конырат, поэтому в нем преобладала кровь Коныратов. Хотя имя Чингисхана было другим, его происхождение – казахское». Когда я беседовал об этом с историком, ученым, автором книг «Шежире Чингисхана», «Род Абылая», «Род Барака», Арманом Киятом, потомком Булхаира, младшего брата хана Абильхаира, он сказал: «Это правда, Кияты всегда брали в жены дочерей Коныратов. Есугей-бахадур, разговаривая со своим сватом Тай-шешеном, откровенно сказал: «Кияты переселились далеко от вас, между нами шли межплеменные войны, поэтому я не смог добраться до вас и остался холостяком до преклонных лет». Также наш соотечественник Ныгмет Мынжан, написавший «Краткую историю казахов» в Китае, отметил: «Коныраты всегда отдавали своих дочерей монголам Чингисхана». Если так, то был ли Есугей, разумный юноша, способен отнять невесту у другого из-за ее красоты? Узнав, что невеста меркитов была дочерью Конырата, Есугей-бахадур, вероятно, понял: «Этот трофей послан мне самим Синим Небом». Старшая жена Есугея, отнятая у меркитов, была из рода Кулшыгаш племени Конырат. В «Тайной истории» сказано, что Есугей обратился к Тай-шешену: «Мы пришли к вашим родственникам искать невесту для сына». Здесь он имеет в виду не все племя Конырат, а своих тестей, родственников Темучина по материнской линии, род Кулшыгаш Тай-шешена. То, что все племя Конырат было его собственным народом, а не родственниками по материнской или женской линии Темучина, мы уточним ниже.

Известно, что предков Чингисхана называют Кият-Бориджигит. В составе племени Кият были подразделения Кият-токты, Жаурыншы, Айдын, Байжигит. В китайских источниках упоминаются также Кият-юркины. Юркины – это древнее племя Кереитов Жырхын. Возможно, предки каракерейтов из племени Найман – это и есть Кият-жырхын. Койшыгара Салгараулы, ссылаясь на шежире Абылгази, говорит, что у Тюрка было два сына-близнеца – Монгол и Татар. Следовательно, в этом шежире все монголы происходят от Тюрка. Есть ли этому историческое подтверждение?

У меня сохранилось шежире, переданное от отца, которое возводит происхождение тюрков к Самну, то есть к арабам. От кого, у кого и когда отец получил это шежире, мне неизвестно. Когда-то, в своей статье «Следует обратиться к науке», Алкей Маргулан сказал, что начало этого происхождения ложное, поэтому я долгое время не обращал внимания на этот артефакт. К тому же, Шакарим-кажы говорил: «Слово «ты араб» – гнилое в корне». Недавно, когда я разговаривал с Мухтарханом Абаганом, потомком хана Аз-Жанибека, председателем фонда «Хан Кенесары», кавалером ордена Чингисхана, мой друг сказал: «Я отношу к роду Чингисхана только Киятов из рода Каракалпаков». До этого Мухтархан-торе, разговаривая с Тлеуберды Абенаем, который перевел «Тайную историю монголов» и относит Чингисхана к роду Жалайыр, сказал то же самое. Также Мухтархан-торе сказал тем, кто изучает происхождение Чингисхана – господам Хасену Кожа Ахмету и Кайрату Закариянову: «Пусть торе сами изучают историю наших предков, вам лучше не утруждать себя этим!» Услышав это, я тоже перестал заниматься историей Чингисхана после того, как написал об этом. Во время нашего вышеупомянутого разговора Мухтархан-торе сказал мне:

— Кареке, ты же знаток шежире, я забыл, кто это сказал, но когда-то один исследователь сказал: «После падения Найманского государства начинается нашествие Чингисхана на мир». Ты хорошо знаешь историю и шежире племени Найман, я думаю, было бы правильно написать о Чингисхане, опираясь на шежире. Посмотри это! — сказал он.

Как бы то ни было, он сын торе, возможно, чувствует это по крови, поэтому давайте попробуем проследить происхождение Чингисхана от каракалпаков, как сказал Мухтархан-торе.

Одним из источников устной степной истории являются шежире – следы, оставленные нашими предками в истории. У любого народа первоисточник его древней истории лежит в этих шежире. Пренебрежительное отношение современных историков к шежире свидетельствует об узости их мировоззрения и понимания. По словам Мухтархана Абагана-торе: «Историк, рассказывающий историю без шежире, – не историк». Шежире можно назвать отцом истории. В древних записях Геродота и китайских источниках, когда речь идет о народах, часто встречаются слова вроде «тот сказал, этот сказал». Рашид ад-Дин также начинает свои записи словами: «По словам людей, которым можно доверять». Под «людьми, которым можно доверять», Рашид ад-Дин, конечно, подразумевает летописцев, мыслителей. Данные шежире – это одна из версий одной правды. Если шежире – это следы, оставленные нашими предками в истории, то правильно будет признать знатока шежире, исследователя шежире, как следопыта, идущего по этим следам. Истинный знаток шежире, подобно опытному охотнику, который безошибочно различает следы собаки и волка, – это, несомненно, люди, созданные для того, чтобы безошибочно различать и узнавать следы народов в шежире, люди, наделенные особой силой, получившие наставления от предков и приступившие к этому делу. Вышеупомянутый аксакал Гулам Кадыр был именно таким человеком.

Оралманский брат, керей Тлеуберды Абенай, переведший шежире Чингисхана, пользуется огромной поддержкой со стороны жалайыров, которые видят в нем своего рода божество. Ведь Тлеуберды возводит происхождение Чингисхана к роду Жалайыр. Причина этого, видимо, кроется в гребенчатой тамге жалайыров и Чингисхана. Тлеуберды, толкуя слова Рашид ад-Дина «жалайыр – раб Чингисхана», переводит это как «опора, на которую он опирался». Мы не будем спорить с этим. Поскольку жалайыры были слугами Чингисхана, от его раба до его полководцев, он, возможно, дал своей собственной тамге свой собственный знак. Одним словом, жалайыры – это племя, которое служило величию Чингисхана. Поэтому в устной степной истории сохранилась поговорка: «Тюленгит происходит от жалайыров». Например, по обычаям русских, те, кто служил царю, называли себя «Покорный слуга его императорского величества». Сын хана Шокан, отправляя письма своим начальникам, писал: «Имею честь, быть Вашего превосходительства, покорный слуга». То есть, «Я считаю честью служить Вашему Величеству». Поэтому нам следует понимать жалайыров как самое надежное, самое верное племя, на которое опирался Чингисхан и которое служило его величию до конца. Жалайыры должны гордиться этим. Китайские источники называют Мухали из рода Жалайыр первым среди тех, кто вместе с Чингисханом основал Великую Монгольскую империю. Его даже называют «Временно замещающий императора» (Чжао Хун). В словах аксакала Гулама Кадыра говорится, что жалайыры отомстили за Кенесары, оставшегося без спроса.

Изначально тамга рода Бориджигит – Боданжар, из которого происходил Чингисхан, была соколом (спящим). Эта тамга похожа на свастику фашистов. На стенах мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи повсюду отпечатана эта тамга свастики. В юности я был поражен, увидев это. Сейчас, конечно, удивляться нечему. Строитель мавзолея Яссауи, Амир Темир, происходил из рода Бориджигит-Боданжар с тамгой сокола. В шежире, переданном от отца, Амир Темир назван Аскак Темир. Русские перевели этого Аскак Темира как Тимур Великолепный. А его враги называли его хромым Темиром, чтобы унизить. Кто, как не Амир Темир, разрушивший Золотую Орду, основанную Чингисханами, был великим?

Итак, почему Чингисхан отказался от тамги сокола и принял тамгу гребня? Прежде всего, начнем наш разговор с шежире, которое возводит нас к арабам. Фотография этой таблицы шежире опубликована в моей книге «Бори Найман». Амир Темир – Аскак Темир назван в этом шежире. Начало шежире, которое у меня есть, может быть вымыслом, но я не нахожу причин сомневаться в его середине и конце. Только в одном варианте происхождения тюрков от арабов есть неточность. А именно, в книге «Шежире казахов, родоплеменная структура», изданной в 1991 году издательством «Рауан», он показан как сын Сунака (Могол (Мынгул, так как в арабском алфавите не было буквы Ң, написано могол)). У Сунака два значения. Первое – Сунак ата – историческая личность, имам при Ходже Ахмеде Яссауи. Во втором значении: люди, проповедующие «Аллах един, пророк истинен, сунна истинна», стали называться сунаками. Вероятно, это означает суннитов. Конечно, такое происхождение монголов является искусственным. А в шежире, которое у меня есть, переданное от отца, Могол показан как сын Созака. Кто такие Созаки?

Историки-ученые многократно говорили, что этноним Созак изначально был Су сак, то есть это племя было Су саками. То есть, Созаки – это саки, пришедшие с берегов рек, с водной стороны, с моря, океана. В исследованиях русского ученого С.П. Толстова предками каракалпаков являются массагеты Приаралья, среди них предки печенегов – апасиаки. А этимология этнонима апасиаков у Страбона означает «водные саки». В трудах Жданко, Сарсена Аманжолова говорится, что в широко распространенных шежире казахского народа и каракалпаков казахи и созаки – братья, а от созаков происходят каракалпаки. В шежире, которое осталось у меня, от Алаша произошел Жайылхан, от него – Казах, Созак. В старых словах говорится, что созаки, отделившись от других племен, стали называться каракалпаками. Нынешние каракалпаки состоят из двух ветвей. Первая – в роду Конырат находится племя Кият – предок Чингисхана.

Я уже писал в главе своей книги «Найманы и торе», что предки Киятов – это Коныраты. Короче говоря, все племена, вышедшие из Эргене-кон, назывались Коныратами. Древний Хонкират по-казахски означает «Кон кырат». Эргене-кон кырат – это крутой горный хребет. Следовательно, тех, кто пришел из горного хребта Эргене-кон, изначально называли пришедшими из Кон-кырата, и они стали называться Кон-кырат, Хонкират. Позже, в казахских шежире, буква К из Конкырат, возможно, выпала, и этот улус стал называться Конырат. Этноним Конырат не имеет никакого отношения к лошадям коричневого цвета. Рашид ад-Дин в разделе «Племя Конырат» своего труда говорит, что это племя происходит от тех, кто ушел в Эргене-кон. (Рашид ад-Дин. «Сборник летописей». Т1, кн.1, стр. 160).

В биографии жалайыра Мухали из «Истории династии Юань» (Юань-ши) говорится, что ему было поручено командовать войсками десяти племен Конкыратов. Здесь нет сомнений в том, что Конкыраты были племенем. Из этого мы понимаем, что Конкыраты были улусом, родом. Здесь не упоминаются племена Жалайыр и Кият, потому что эти племена, вероятно, были одними из десяти племен внутри этого Конкырата. Если бы в то время Конкырат был племенем, как сейчас, то в этом источнике было бы сказано: «Десять родов племени Конкырат». Нынешние каракалпаки сохранились не как племя Конкырат, а как род того времени.

По моему предположению, племена, входившие в первоначальный род Конырат, были следующими: Кият, Кулшыгаш, Жалайыр, Калаган, Жат (Жамуха), Барлас (Аскак Темир), Бесут (Бесотей-Кокжал Барак), Тайшуит, Арулат, Хотон (Котенши, Конкатанау-Шонмурын). В переводе Тлеуберды, а также другие исследователи приближают Мангытов к Чингисхану. А в «Юань-ши» племена Мангыт и Икирес упоминаются отдельно от Коныратов. Внутри Икиресов было племя Бура из нынешних Найманов. Вышеупомянутые Хотоны ассимилировались с племенем Дурбет ойрат-калмаков и поселились в Алтайских горах. Возможно, название нынешнего Катон-Карагайского района, где проживают Найман-каратайцы, связано с этими Хотонами. (Хотонкарагай). Нынешние знатоки называют его Катынкарагай без всяких оснований. Конкатанау-Шонмурын – это из рода Каратай. Каратай на калмыцком языке означает Харадай, то есть Ласточка, а не имя исторической личности, а название рода. Хотоны были одними из первых, принявших мусульманскую веру.

Как было сказано выше, тесть Есугея, родственники Чингисхана по материнской линии – это не все племя Конырат, а только род Кулшыгаш, называемый Сыном Неба, из тех, кто вышел из горного хребта Эргене-кон. У этих «Сынов Неба» также, согласно легенде тюрков, тотем был синий волк. Неужели традиция торе брать жен и выдавать дочерей только между собой осталась от этих Киятов и Кулшыгашей?

То, что из Эргене-кона ушли только Киян и Нукуз, как говорит Койшыгара ага: «Это всего лишь точное отражение реального исторического события, облеченное в образ». Киян – это вождь рода, белый воротничок, белый костяк, который отвел в горный хребет Эргене-кон выживших после резни племени Мынгул, су-саков, гуннов, древних тюрков по Рашид ад-Дину, сформировавшегося до эпохи Чингисхана. Поэтому среди Коныратов, вышедших из Эргене-кона, прямыми потомками Кияна были Кияты. То, что Кияты в шежире каракалпаков записаны как Коныраты, является доказательством этого. Другими словами, Кияты считают себя происходящими от Коныратов. Жалайыры же – потомки Нукуза.

Шежире, хранившееся у муллы Туракана из ветви Акнайман, названо «Шежире Туракана». Однако само шежире Туракан не писал. Оно было написано примерно в середине XVIII века и хранилось у муллы Туракана. От него Халел из рода Акнайман Тайсары сделал копию. Наряду с этим, Баекеш, сын Амире из рода Баекеш, происходивший от Манаса, который пришел в Акнайман с тамгой Манаса и слился с ними, также был мыслителем-летописцем. Когда наш отец в 1989 году возглавил делегацию, отправившуюся в Китай, он нашел потомков Хамзы Амиреулы, сына Омара, который также был волостным, и привез от них оригинал упомянутого шежире. В этом оригинале упоминаются ветви Созак, Каракалпак, Он сан ногай Ормамбет в составе Младшего жуза. Я не видел таких данных ни в одном другом шежире. Русские исторические источники также подтверждают, что каракалпаки были в составе казахов. Там говорится, что сын хана Турсын, султан Барак, убил хана Младшего жуза Абильхаира, споря из-за этих каракалпаков. (Рычков). После смерти Абильхаира и бегства султана Барака каракалпаки остались в составе Младшего жуза. Каракалпаков от казахов отделило Советское правительство. Нынешние каракалпаки, давая взятки компетентным органам, записывают свою национальность как казахов в паспортах и массово возвращаются в Казахстан. Возможно, в советских паспортах их национальность была записана как каракалпак. А в казахском паспорте – в шежире – они казахи.

Когда Тай-шешен из рода Конырат толковал сон, он сказал своему свату Есугею: «Это добрый знак, это благословение от ваших предков из рода Киян, которые пришли и дали свое согласие». Это означает, что отец Чингисхана не был жалайыром, и что он принадлежал к роду Кият, потомкам Кияна из рода Конырат. То, что Чингисхан дал своей империи название Мынгул, связано с происхождением его предка Кияна. Этот совет дали Чингисхану китайские генералы, перешедшие на его сторону, потому что китайцы боялись названия Мынгул. Теперь приведем выдержки из исторического документа, оставшегося после визита китайского посла Чжао Хуна в ставку Чингисхана, из книги «Полный эпос о монголо-татарах» («Мен да бей лудан»). Здесь приводятся комментарии к словам Чжао Хуна.

Когда Чжао Хун был в Орде, он хотел узнать, почему они называют себя монголами.

«Я, Хун, часто расспрашивал об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и ичезли».

То есть, здесь говорится о древнем племени мынгулов, которым правил Киян.

«Еще татары (кочевые тюркские племена. К.З.) восхищаются монголами как воинственным народом и поэтому обозначают название династий как великое монгольское государство. Этому так же научили их бежавшие чжурченские чиновники. …Они даже не знают являются ли они монголами и что это за название».

Таким образом, здесь говорится о том, что обитатели Орды знали о силе древнего племени мынгулов, поэтому они назвали созданную ими империю Великим Монгольским государством, но сами себя к мынгулам не относили и не знали значения слова «мынгул».

Комментарии: «В «Цза-цзи» Ли Синь-чуаня сказано: «Существовало еще какое то монгольское государство. Оно находилось к северо-востоку от чжурчуней. При Тан его называли племенем Мен-у. Цзиньцы называли его Мен-у, а так же называли его Мэн-гу. Эти люди не варили пищи. Могли видеть ночью. Они из шкур акулы делали латы (доспехи. К.З.), которые могли защитить их от шальных стрел».

Из этого становится ясно, что это древнее племя мынгулов, сделавшее доспехи из акульей кожи, является потомками су-саков. Факт есть факт. Откуда взялась акула?

Русский исследователь В.П. Васильев в своем труде «История и древности» на страницах 159-160 говорит, что слово «Монгу» изначально было «Мукэ» на маньчжурском языке, китайцы исказили его до «Мо-хе», а затем это слово превратилось в Монгу. Здесь Мукэ означает воду.

Койшыгара Салгараулы же говорит, что древние монголы пришли со стороны Азовского моря. Вместе с тем, ученый-писатель, ссылаясь на переведенную в 1998 году «Тайную историю» Чингисхана, говорит, что предки великого хана Борте-Чино и мать Кауа-Марал переправились через море-реку и поселились в районе реки Онона и горы Буркан. А Тлеуберды называет Кауа-Марал «дитя моря», и в скобках без всяких оснований пишет «Касби». В шежире указано, что предки Чингисхана изначально были Борте-волк и Кауа-Марал, и их тотемом был Волк, что является определением древних тюрков, вышедших из Алтайских гор. Марал – священный олень Алтая, в легендах алтайских народов говорится, что солнце восходит и заходит на рогах Марала. Следовательно, Марал не имеет никакого отношения к Касби. Поэтому мы считаем перевод «переправились через море-реку» правильным.

Не останавливаясь на исторических данных, приведенных Койшыгара Салгараулы, отметим, что первоначальным названием тех, кто вышел из Эргене-кона, было «мохэ из Караозена», Мохэ – название правящей династии, государства. Мохэ в то время жили по обе стороны Амурской реки и осуществляли свою власть на территориях от реки Аргун до Восточного океана. Возможно, акульи шкуры пришли отсюда. В конце концов, Койшыгара ага, делая обзор истории, отмечает, что они в итоге стали называться «Мохэ из Трех рек». Три реки – это Онон, Керулен, Толы. Связь Онона и Керулена с Чингисханом известна даже младенцу. Здесь названия Мукэ и Мохэ связаны с водой. Куда ни посмотри, ясно, что монголы – это племя, вышедшее из водной местности. Поэтому шежире возводит монголов к Созакам, которые изначально были су-саками. Отсюда следует вывод:

Приведенные выше доказательства – «переправились через море-реку», «Су сак», «Мукэ-вода», «мохэ из Караозена», «мохэ из Трех рек», «носившие доспехи из акульей кожи» – указывают на то, что казахское значение слова Монгу-Мынгул – это «Народ воды» (Люди моря).
Мын+кул, Мэнги ел, Мын+кол, Мунды+кул, Ман+кол – это лишь предположения, найденные по созвучию. Нет ничего удивительного в том, что слово Мынгул происходит от маньчжурского языка. Например, нас, казахов, китайские кидани, говорящие на чужом для тюрков языке, назвали Найман. Созак и Мынгул, вероятно, являются двумя названиями одного племени. Хотя китайцы называли их монголами, они, похоже, сохранили в памяти свое название Су сак-Созак. Утверждения ученых о том, что язык саков относится к индоиранской группе, остались недоказанными предположениями, а то, что с VII века до н.э. их религией был Синий Бог, а их язык – тюркский язык алтайской языковой группы, сказал аксакал Акселеу Сейдимбек.

Далее: «Их владетель также незаконно назывался «первым августейшим императором-родоначальником».

Здесь, вероятно, речь идет о вожде рода, белом воротничке, Кияне. Вместе с тем, возможно, имеются в виду потомки Кияна – хан Кабыл или хан Амбегей. Все трое – древние монголы.

«В Гу-цзинь цзи-яо и-пянь Хуан Дун фа сказано: «Существовало еще какое то монгольское государство. Оно находилось к северо-востоку от чжурчуней. Во время цзинского Ляна оно вместе с татарами причиняло зло на границах. Только в четвертом году нашего преиода правления Цзя-дин (17.1.1211 – 4.1.1212) татары (Тюркские племена. К.З.) присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством.»

К этому добавим, что при создании империи Чингисхана в ее составе не было никакого этноса под названием мынгул. «Хамаг Монгол» в «Тайной истории» означает, что эта летопись была написана после смерти Чингисхана, и, вероятно, относится к созданной им империи, названной монгольской. Здесь следует понимать «хамаг монгол» как «все тюрки». Тлеуберды перевел это как «все татары». Китайцы под татарами обозначали все тюркские племена к северу от Великой Китайской стены под этим общим названием. Койшыгара Салгараулы объясняет «Хамаг Монгол» как «древние монголы Кияна», то есть, не имеющие отношения к нынешним монголам.

Создателями великой империи были предки нынешних казахских племен. Русская императрица сказала: «Если казахи узнают, кто они на самом деле, то они покорят весь мир». А господин Лукашенко, хорошо знающий историю, сказал: «Если вспомнить Золотую Орду, то казахам мы должны отдать всю Россию и половину Европы». Это показывает, что даже люди других стран знают, что монгольская империя – это нынешние казахи. А мы, казахи, до сих пор оглядываемся по сторонам и заблуждаемся, спрашивая: «Кто такой Чингисхан? Кто такой Чингисхан?»

Теперь вернемся к вопросу: почему Чингисхан отказался от тамги сокола и принял тамгу гребня? Говорят, что «Сокровенное сказание Чингисхана» было написано через тринадцать лет после смерти Чингисхана. В этом шежире говорится, что девятый предок Чингисхана Боданжар был сотворен из света, что является попыткой приравнять династию великого хана к пророкам. В Коране говорится, чтобы не говорили клевету на мать Иисуса, Марию. Поэтому, хотя мы не сомневаемся в сотворении Иисуса, мы не можем верить в то, что династия Чингисхана была сотворена из света, поскольку он не был пророком. Если мы поверим в это, мы, истинные мусульмане, впадем в грех. Называть созданного из человека смертного существом, сотворенным из света, – это богохульство. Так от кого же родила Боданжара Алан-Кауа, вдова Тобан-мергена? Конечно, от юноши из рода Баюлы, который находился в ее доме. Возможно, Чингисхан принял тамгу гребня вместо тамги сокола своего предка Боданжара именно поэтому. Ведь тамга рода Адай из рода Баюлы и тамга гребня Чингисхана – это одна и та же тамга. Эта тамга, возможно, принадлежит не только Адаю, но и племени Байырку (в казахских шежире – Байулы), упомянутому во времена Тюркских каганатов. Ведь у Адаев есть несколько тамг. Невозможно точно определить, какая тамга откуда пришла. Единственное, что достоверно, – это то, что Байырку – тюрки.

Неудивительно, что Чингисхан, происходивший из знатного рода, хорошо знал историю своего девятого предка. В качестве доказательства этого, в «Тайной истории» есть слова матери Чингисхана, обращенные к сыновьям: «Никогда не ссорьтесь, как наша праматерь Алан в древности. Никогда не будьте так разрозненны». Праматерь Алан – это мать Боданжара, девятого предка Чингисхана. Следовательно, из таких разговоров Чингисхан мог знать, от кого на самом деле родила его праматерь Алан, девятого предка Боданжара. Например, я – девятое поколение Кокжал Барака, народного героя из рода Найман. Из рассказов моих предков я с детства знаю, от кого и в какой войне стала добычей бабушка моего предка по материнской линии, и почему имя моего предка было Барак, в честь султана Барака, сына хана Турсын. А Чингисхан, будучи потомком знатного Кияна, закономерно должен был знать историю не семи, а семидесяти семи поколений своих предков. Поэтому тамгу Чингисхана с тремя сотнями гребней можно назвать «триединой тамгой», то есть тамгой с тайной, скрытым смыслом. Тайну знал только он сам.

Те, кто считают Чингисхана Уйсуном, Жалайыром, возводят его к предкам, не упомянутым в его шежире. Изучая шежире, я видел множество вариантов происхождения Чингисхана. Например, есть те, кто считает Чингисхана сыном арабского халифа Абдул-Малика ибн Мервана от его жены Гульсары.

Как и у каждого человека, у Чингисхана есть свое шежире. Никто не может его обойти. Причина, по которой я называю Чингисхана не Кият-Боржигин или Бори-тегин, как сказано в шежире, а Бори-жигит, заключается в том, что, согласно легенде, свет, приходивший ночью к матери Боданжара, был Бори-жигитом, то есть оборотнем по-русски. Оборотень – это слово из русского языка, которое, очевидно, происходит от тюркского. Корень этого слова – «Бори». А возводить человека к волку – это проявление верований древних тюрков. Вместе с тем, возможно, юношу из рода Баюлы также называли Бори-жигитом. Ведь Байырку – это истинные синие волки, основавшие Тюркский каганат.

Скажем пару слов о нынешнем монгольском народе. Тангутов, которых когда-то называли Си-Ся, покорил хан Угедей, и им также было дано название монголы. Вместе с ними монголами стали маньчжуры (жужане), тунисы, тунгусы, некоторые тибетские племена. Нынешний народ, проживающий в Монголии, – это их потомки. Как говорит Койшыгара ага, хотя их название – монголы, их происхождение – не те древние монголы. Они не имеют никакого отношения к происхождению Чингисхана, к тюркским Созакам, Каракалпакам, Киятам, Коныратам. Поскольку нынешние монголы являются потомками лесных и тибетских народов, в их прошлой истории не было опыта создания многовековых каганатов, государственности, законодательства, формирования передовых армий. Такой богатый опыт был только у тюркского народа. Марко Поло, проведший четырнадцать лет в Орде, в своих записях говорит, что в Великой Монгольской империи и хан, и простой народ говорили на тюркском языке. Какие еще доказательства нужны?

На мой взгляд, сегодня нет необходимости ломать голову, доказывая, что Чингисхан – тюрк. Потому что известный ученый-писатель, лауреат Государственной премии Республики Казахстан и премии «Кюльтегин», заслуженный деятель Казахстана Койшыгара Салгараулы в своей книге «Мынгул, мен Мангол және үш Чингис» («Монгол, и Мангол, и три Чингисхана») исчерпывающе доказал, опираясь на историю и шежире, что Чингисхан – сын тюркского народа, а племена, следовавшие за ним, – тюркские племена, и поставил точку, не оставляя места для вопросов о том, является ли Чингисхан тюрком или монголом. В древности бий Бекболат, сын Каздауысты Казыбека, говоря о своей проницательности, сказал хану Абылаю: «Лиса-лис гор Урал, если обернешься, собака не догонит!» Проницательность Койшыгара ага в изложении истории, его превосходство над другими очевидны.

К этому труду ученого-писателя нам следует относиться как к источнику, подобно трудам Рашид ад-Дина и Абылгази. Поэтому, вместо того чтобы просто переписывать, я хочу сослаться на этот труд как на источник и привести одно интересное дополнительное доказательство, которое ранее не упоминалось. Койшыгара Салгараулы в главе своей работы под названием «Нынешние монголы» пишет следующее:

«В официальной истории России говорится, что русский народ находился под гнетом татаро-монгольских завоевателей около трех веков. Не один, а три века, то есть 300 лет! Как объяснить отсутствие в сегодняшнем русском словаре монгольского слова или монгольского имени человека у народа, который хозяйничал и установил свое господство так долго? По принципу «где пробежала лошадь, там осталась шерсть, где прошел верблюд, там остался груз» должен остаться какой-то след. Но его нет! Следовательно, это еще раз убедительно доказывает, что монголы Чингисхана, то есть древние монголы, говорили на едином тюркском языке. После этого никто не должен сомневаться в том, что Чингисхан также является сыном тюркского народа».

Да, Чингисхан – тюрк, а тюркские племена, возведшие его на трон, – это нынешние казахские племена. Чингисхан – сын сыновей, великий военный мудрец, великий вождь предков нынешних казахских племен. Поэтому мы должны без стеснения и смущения установить в центре Астаны огромный памятник нашему предку Чингисхану верхом на коне и написать под ним: «Чингисхан. Великий военный мудрец. Великий вождь предков казахского народа». Тогда этот памятник, несомненно, станет краеугольным камнем идеологии «Мәңгілік ел» («Вечный народ»), провозглашенной лидером нации, который, подобно Чингисхану, возродившему павший Тюркский каганат, вывел казахский народ, лишенный суверенитета, из рабства и возродил Казахское государство. Ведь, как сказал Мухтар Магауин, если бы не было Чингисхана, не было бы ни казахского народа, ни государства Казахстан под луной.

Неужели мы, узбеки, стали узбеками без всяких оснований? Узбекская нация сформировалась в связи с Кочевым Узбекским ханством, основанным в 1428 году. А Аскак Темир, происходивший из рода киятов, умерший в 1405 году, не имеет никакого отношения ни к узбекам, ни к Узбекскому ханству. Единственное, что барласы остались в составе узбекского народа, и то, что Аскак Темир родился на территории нынешнего Узбекистана. Узбеки установили памятники Аскак Темиру в Ташкенте, Самарканде, Шахризабсе. А мы, как всегда, «каждый сам себе голова», радуемся тому, что каждый род установил памятник своим героям. Нам нужна общая для всех казахов фигура для нашей национальной идеологии. У узбеков такая фигура – Аскак Темир, у кыргызов – Манас. Ханы Жанибек и Керей, ханы Абылай и Кенесары – символические фигуры нашего суверенитета. А кто может быть лучшей фигурой для казахской идеологии «Вечный народ», о которой мечтали наши тюркские предки, чем Чингисхан, наполовину тюрк, наполовину казах по происхождению? Неужели мы останемся позади духовного каравана, считая, что у нас больше стыда и веры, чем у других?

Сила кочевых тюркских племен заключается в том, что они принесли в этот мир самую выдающуюся фигуру – Чингисхана. Если мы, основываясь на данных шежире, считаем, что монголы происходят от су-саков, то версия названия Чингисхан – «Морской хан» – верна. Вместе с тем, кажется невозможным говорить о Чингисхане без Коныратов, и о Коныратах без Чингисхана.

Мой друг Мухтархан-торе дважды говорил мне: «Достаточно того, что Чингисхан – тюрк». Но в народе есть поговорка: «Пусть сломается нос у того, кто не похож на своих предков!» Я счел нужным привести одно доказательство из «Тайной истории» к словам Гулама Кадыра, мыслителя-летописца, ученого-мыслителя, который был учителем моего отца в изучении шежире, и которого называют мудрецом: «Происхождение Чингисхана – казахское». Перевод шежире Чингисхана, опубликованный в 1992 году в Пекине издательством «Национальная литература», был сделан нашими соотечественниками Миркамалом Джалелханулы и Абдрешитом Тойлыбайулы. В песне Дай-шешена говорится следующее:

Мы в стране Хонграт (Кон кырат),
Благородство в роду,
Растим красивых дочерей,
Не забываем обычаев.
Ведя черного быка,
Посадив на казахскую арбу,
Пустив ее скакать,
Отдадим в жены
Человеку, любимому народом.

Тлеуберды Абенай, и не только он, многие исследователи говорят, что тюркский оригинал этого шежире утерян. Тлеуберды называет это шежире, найденное в XIX веке, «монгольским эквивалентом». То есть, он имеет в виду современный монгольский язык. На современном монгольском языке «Хасаг гер» означает казахская юрта, «Хасаг тэргэн» – казахская арба. Следовательно, «Хасак арба» выше означает казахская арба. В русском переводе шежире «Сокровенное сказание» сказано: «В одноколку казачью верблюд вороной, Запряжен и рысью пустим его». А Тлеуберды перевел это прозой: «…вы въезжаете на казахском тергене и торжествуете». Здесь «на вашем казахском тергене» Тлеуберды, похоже, далеко от истины. Это относится к современному обычаю привозить невесту на своей машине. А в древние времена, такие богатые люди, как Дай-шешен, выдавали своих дочерей вместе с их арбами, приданым, слугами и рабынями. В народе казахов этот обычай сохранялся до времен Кенесары. На мой взгляд, Тлеуберды считает Кыят и Конырат двумя разными племенами и, по крови, приписал казахскую арбу Кыятам.

Казахская арба в шежире Чингисхана, упоминание о ней в легенде, а также о казахской домбре, похоже, служат доказательством того, что «Казах и Созак – братья». Жайылхан, которого называют их отцом, является символической фигурой, указывающей на единое происхождение Чингисхана и казахов, в соответствии с методом шежире, который используется в устной степной истории.

Койшыгара Салгараулы относит выход Борте-волка из Эргене-кона к середине VIII века н.э. Название «Казах» в «Истории династии Тан», то есть в VII-VIII веках, записано в форме «хаса», «каса». Великий сын кереев Ныгмет Мынжан назвал это «очень убедительным». А турецкий историк Заки Валиди Тоган говорил, что «Казах» на самом деле означает человека, который, имея политическую цель, отделился от своего рода вместе со своей семьей или домочадцами в результате политического восстания, ушел в пустыню, укрепился в горах и камнях и жил обособленно. (Ныгмет Мынжан. «Краткая история казахов»). Это были обитатели Эргене-кона, жившие обособленно в горах и камнях.

На каменной плите с тамгой племени Найман, найденной в Ашуре на берегу реки Абакан, написано: «Защищая свою землю… число твоих воинов, напавших на врага, было семь тысяч уланов». Здесь слово «казгану» означает «борьба за свободу», стремление, устремление к ней. Вместе с тем, слова «казгандук», «казгантұқын», «казғанмасар» написаны и на памятниках Тоныкока и Кюль-тегина. Корень этих слов – «Каз», то есть свободный, самостоятельный. Когда маленький ребенок казахов встает на ноги самостоятельно, говорят: «он встал «каз»». То, что черный бык «скакал «каздан-каздан»», означает «пустив волю своим ногам, он помчался без забот». На одном камне тюркской эпохи на Енисее высечена фраза «Казгак оглым». Это означает «храбрый сын». Мы называем замерзшего человека «тоңғақ», а очевидное доказательство – «айдай анық дәлелді айғақ». Подобно этому, человека, который ходит свободно, мы называем «Казгак». Слово «Казах» происходит от древнетюркского «Казгак», то есть «храбрый», «свободный», «самостоятельный». Киян и Нукуз, ушедшие в Эргене-кон, ожидавшие возможности захватить власть и жившие обособленно в горах и камнях, и их потомки Конкырат, вышедшие из гор и камней, – это и были те Казгаки. Поэтому немые китайцы называли их «хаса», «каса»…

Кайрат Зарипханулы Даукеев. Писатель-летописец.
Город Усть-Каменогорск
Национальный портал

Previous Post

Акберен Елгезек. Волк

Next Post

Досхан Жолжаксынов: Компьютер не успевает за умом Такена

Next Post

Досхан Жолжаксынов: Компьютер не успевает за умом Такена

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.