Волк… Когда я думаю о волке, мне вспоминается случай из детства. У нас был сосед, дядя. Однажды, гуляя вдоль оврага, он, как оказалось, случайно сбил лошадью неопытного волчонка.
Мы, дети, никогда не видевшие волка, с любопытством пошли посмотреть. Он лежал у двери, скаля пасть. Наш дядя-охотник повесил волчонка на колышек и при нас снял с него шкуру. Затем он взял худого скелета бедолаги за задние лапы, оттащил к куче навоза за сараем и бросил. В тот же миг весь маленький аул поднялся на уши. Обычно лающие немецкие овчарки, которых не пускали во двор, дворовые псы, гордо вышагивающие по улице с поднятыми хвостами, и ленивые борзые с отвисшими ушами, казалось, соревнуясь друг с другом, жалобно скулили, тревожно лаяли, страшно выли и шумели посреди бела дня. Мы были в недоумении. Дядя сказал: «Эх вы, жалкие собаки! Мертвый волчонок сильнее живой собаки!» — подмигнул нам и сплюнул в сторону. Я побежал за охотником и засыпал его вопросами: «Дядя, почему все собаки так завыли и заскулили? Или они жалеют этого волчонка?» — спросил я. Дядя усмехнулся и сказал: «Брат, эти собаки с ума сходят от запаха этого плохого волчонка», — и, держа в руке содранную им желтоватую шкуру, ушел в гараж.
Какая сила в этом запахе, способная привести в такое состояние собак, которые никогда не видели волка и не встречались с ним лицом к лицу? Откуда собака во дворе, не имеющая ни малейшего представления о волке, знает о нем? Все дело должно быть в генетической памяти. Для собаки волк — таинственное существо. Говорят, собаки, которые знают волка, но никогда его не видели, при встрече с ним не смогут даже лаять и умрут от разрыва сердца. Тем не менее, факт наличия у волка некоего устрашающего духа, который выбивает из собак всю душу, неоспорим.
Казахский народ уничижительно называет трусливого парня «ой, ит екен…» (ой, собака…), а храброго мужчину хвалит: «қасқыр жігіт екен!» (он как волк!). Мы все с детства знаем, что казахи уважают волка и, не называя его по имени, лишь намекают на него как на «ит-құс» (собака-птица). На первый взгляд, «ит-құс» — это лишь один из многих хищников. Однако, когда речь заходит о волке, в душе казахов возникает большое уважение, особое волнение. И этому есть причина. Будучи тюрками, мы верим, что произошли от Волка. Мы хотим в это верить. Потому что хотим быть такими же смелыми, умными и стройными, как волк. То, что наши предки, держа знамя с волком, на протяжении веков отражали нападения стольких врагов, посягавших на нашу землю, и одерживали победы, вызывает в нашей крови особое чувство гордости.
Главным тотемом древних тюрков был Синий Волк. На памятнике, найденном в 1968 году на территории Монголии, под изображением ребенка без рук и ног высечено изображение волка. Согласно записям китайских летописцев Бэй-Ши и Суй-Ши, ребенок на памятнике является героем следующей истории. Самое знатное племя гуннов было разгромлено соседними племенами и полностью уничтожено. Говорят, девятилетнего ребенка по имени Ашина нашла в степи волчица, отнесла в горы и вырастила. Позже между ними родились десять сыновей, каждый размером с мешок, и они стали десятью великими родами, составившими основу тюркоязычных народов. Ашина на древнетюркском языке означает «главный, небесного происхождения волк». Это, конечно, легенда. Мы хорошо знаем такую легенду из истории Италии. Здесь мы имеем в виду легенду о Ромуле и Реме, которые выжили, питаясь молоком волчицы, и, повзрослев, основали Рим. В легендах и мифах славянских народов волк изображается как злобный, хищный зверь-захватчик. Возможно, это описание того времени, когда наши предки господствовали на просторах Евразии, — давайте сделаем такое предположение…
В целом, тотем волка существует у всех народов мира. Например, название башкирской нации, родственной казахам, означает «главный волк». Татары считают, что они произошли от «белого волка». На флагах многих тюркоязычных племен изображалась голова волка. Кроме того, все ханы и каганы стремились сравнивать себя с волком. Например, известно, что всемирный правитель Чингисхан непоколебимо верил в то, что его поддерживает дух Синего Волка, и воспитывал всех своих воинов хитрыми и сильными, как волки.
Мы считаем, что у возникновения легенды есть причина. Давайте посмотрим на природу и характер волка. В целом, волк — свободолюбивое животное по сравнению с другими дикими зверями.
Мы много раз видели в цирке льва, которого называют царем зверей, зевающего. В дикой природе вся стая кормит этого ленивого, с пышной гривой, никчемного кота. Затем этот «герой» приходит и съедает мясо, добытое трудом этих бедняг. Затем он оставляет остатки своим детям и спит. Мне не нравится этот ленивый зверь! И я не признаю льва царем зверей! По сравнению с ним, тигр вызывает некоторое уважение. Ну, это другой вопрос.
Вернемся к нашему Каске (волк). Никто не может свидетельствовать о том, что волк выступает в цирке. Каске — символ гордости, изящества и независимости. Волк — это, прежде всего, символ безрассудной храбрости. В любом бою волк сражается до победы или до смерти. Волк избегает падаль. То есть, он держит свое тело, свой организм в чистоте. Волк моногамен по сравнению с другими существами. Следовательно, по сравнению с другими животными, самец волка «не прелюбодействует» и верен одной выбранной им самке. Волк — это Каган, который устанавливает железный порядок в стае, защищает свою территорию всем своим существом, объединяет своих подчиненных воинов для одной цели, справедливо управляет крупными и мелкими волками, ответственными за волчат и различные дела.
Поэтому мы не ошибимся, если предположим, что наши предки рода Ашина, хорошо зная природу волка, старались упорядочить жизнь в своих племенах, подобно стилю управления волка. Еще один штрих. Волк никогда не лает. Он только воет. А наука выдвигает множество теорий о значении его воя. По нашему мнению, вой волка — это диалог Синего Волка с Синим Небом.
Акберен Елгезек