Мухтар Магауин. «Рожденное» и «мертвое»
Мухтар Магауин. «Рожденное» и «мертвое» (продолжение)
«Улус». Одно из самых искаженных, искаженных, переведенных в противоположное значение, перенесенных в другое понятие слов в современной казахской прессе и политической жизни. «Улус» – историческое название, имеющее многовековую историю, продолжающееся со времен Древних Тюрков до недавнего прошлого, и сегодня не утратившее своего первоначального значения, означающее «государство», «ханство», а в разговорной речи, в обычных условиях – «весь народ». Империя Чингисхана называлась «Еке Могол Улусы», то есть Великое Монгольское государство. Искони, главным пожеланием в день Наурыза было «Улус оң болсын!», то есть пусть наш народ будет жив и здоров, пусть будет процветающим! Самобытное название весеннего праздника обновления и возрождения человека и природы, земли – «Ұлыстың ұлы күні», то есть государственный, всенародный праздник. А теперь… «нации и улусы…» Если спросить, что за «улус», то это диаспоры других народов, проживающих в Республике Казахстан. Если сказать «диаспора» своим названием, то это будет выглядеть как унижение представителей других национальностей, «живущих в единстве, мире и радости в нашем суверенном государстве». Поэтому чиновник высокого ранга с недостаточными историческими знаниями, или историк, или языковед, посоветовавший этому чиновнику, предложил слово «улус», которое ему самому неизвестно, но о котором можно говорить с полным ртом. Итак, мы стали «нациями и улусами» – сначала сто тридцать, потом сто сорок, а сейчас, возможно, сто пятьдесят, сто семьдесят, проживающих в Казахстане. «Нация», похоже, не только казахи, но и несколько других народов, имеющих значительную численность и особое уважение: русские, украинцы, белорусы, узбеки, татары, турки, уйгуры, а «улусы» – это тоже особо уважаемые, но численностью один, два-три, пять-шесть, десять человек: эскимосы, чукчи, юкагиры, нганасаны, нивхи, нанайцы, а также сколько еще – семьдесят-восемьдесят, даже двести-триста, пять-шестьсот человек – более ста представителей народов. Так что два чукчи и три нивха тоже оказываются «улусами». Конечно, они равноправные граждане республики, но не «улусы», даже не имеющие названия, самостоятельные общины, а отдельные люди, исходящие из своего происхождения. Если хотите, даже более двух миллионов русских и двести тысяч уйгуров не могут быть «улусами». «Улус», сегодняшний Казахский Улус – должно быть собирательным названием всех семнадцати миллионов жителей в пределах Казахстана. А «улус» в статусе, присвоенном вышеупомянутым малым группам из двух, пятидесяти человек, максимум нескольких, пяти-десяти тысяч, несомненно, был официально принят только после одобрения, если не прямого предложения нашего мудрого правительства. Если бы наше интернациональное правительство, чуждое казахам и подчиненное всем остальным народам, испугалось слова «диаспора», оно должно было бы сказать «нации и народы». Ведь даже пять-десять человек являются представителями определенного народа. Таким образом, мы собираемся отправить в пропасть вместе с нашим народом священное слово «Улус», имеющее историю не менее тысячи-полутора тысяч лет. Если этого мало, то недавно в прессе какой-то ученый предложил использовать слово «улус» вместо слова «область». Неудивительно, если это пройдет. Сегодня мы поднимемся от статуса трех-пяти человек до названия целого региона.
Как ни крути, древнее слово «Улус» в своем исконном и литературном виде никогда не изменится, а недальновидные решения в этом направлении, как и запрещенное в советское время название «Алаш», возродятся. Наше дело – лишь раскрыть завесу нынешней плачевной ситуации.
«Халиф». Военный, политико-административный глава Арабского халифата, в качестве «царя», «хана», «кагана», «короля», а затем не только административный, но и духовный лидер всего мусульманского мира (как нынешний Папа Римский) – сейчас мы пишем так: «халиф». Опять же, болезнь от избытка знаний, русское влияние, от которого мы не можем избавиться. В самом арабском название звучит как «халифа». В связи с этим, в казахской литературе прошлого и настоящего, в XIX веке, в особо развитых, романоподобных, называемых «кисса», «хикая» эпических сказаниях – «халифа». «Этот Масгут стал визирем халифа», – писал Абай. Стихи и восточные сказки повествуют о времени «халифа Харун-ар-Рашида». Мы сами много раз писали «халифа». Перед нами и вокруг нас – сплошь «халифа». Число, вошедшее как в народный язык, так и в литературные образцы, устоявшееся название. Теперь, через двести лет, в эпоху «суверенитета», если мы будем писать «халиф» под русским влиянием, это будет не просто ошибкой, а полным незнанием образцов национальной литературы, написанием по-казахски, но незнанием казахского языка, что должно оцениваться как невежество.
«Ханым». Плачевнее, чем «халиф». «Ханым» – в ханскую эпоху, в своем собственном значении, в последующем литературном употреблении и с неизменным значением – это название «жена хана», «царица». А теперь любая женщина называется «ханым». Возможно, каждая из них равна прежней «ханым», даже превосходит ее, но, сколько бы мы ни говорили, у всего есть свое собственное название, как, например, мы не путаем тополь с дубом, а лошадь с верблюдом. «Ханым» – исконное и нынешнее точное значение – «жена хана», в переводе на нынешний гибкий язык – «супруга хана». Откуда же взялись миллионы «ханым», заполонившие казахскую землю – нет никакой загадки: у русских – «дамы и господа», у англичан – «леди… джентльмен». Соответственно, наши мужчины без всяких споров стали «мырза», а женщины… если сказать «женщины», это звучит неловко, если сказать «бабы» – ужасно, более возвышенное слово не приходило на ум, и в итоге, взлетев до небес, мы достигли «ханым». На самом деле, в древнем казахском языке был эквивалент – «айым». Наши более рассудительные соседи-киргизы сразу нашли: «мырза и айым!» Таким образом, рано или поздно, после «мырза» должны идти «айым». Или, по нашей нынешней культуре, ставящей женщину вперед, «айым и мырза». Это «айым» не чуждо и нашему нынешнему языку – рядом с «председатель» есть «торайым». Теперь, раз уж речь зашла, скажем, что слово «қатын», изгнанное из нашего языка в советское время, – это не грубое слово, от которого «воспитанный» человек содрогнется, а особая форма уважения к женщине. Изначально, в Древнетюркском, затем в Кыпчакском и Хорезмском, Улусе Чингисхана, даже в поздней Османской империи «қатын» означало «императрица». Сколько бы ни было у великого кагана Чингисхана наложниц, то есть жен, не состоящих в браке, только пять постоянных любовниц, избранных, назывались «қатын». В султанских гаремах сотни наложниц и служанок-канизак, а число брачных «қатын» («қадын») не превышало четырех. Позже, когда империи распались, и хотя люди не были равны ханам, но время изменилось, каждый подданный (сказали, не «қараша») мужчина, лаская свою любимую, называл ее «қатын», и в итоге любая женщина, имеющая мужа, прошедшая через брак, стала «қатын». В период советского равноправия, когда называние второй половины человечества по своему имени «қатын» считалось недостатком, слово «әйел», которое изначально начало использоваться в некоторой степени, стало нормой. На самом деле, это не высокое, а недостаточное название. Однако, когда слово прочно укоренилось в литературе и прессе, в разговорной речи, ссылаться на его первоначальное значение неуместно, если любой язык усваивает какое-либо слово, его первоначальное значение не всегда сохраняется неизменным, главное – принять его в устоявшемся в этом языке понятии. Слово «әйел» в казахском языке также очень красивое и глубокое по смыслу. Его неуместно и невозможно исключить из употребления. Только бы не забыть уважаемое «қатын». Как «әйел» не является служанкой, так и «қатын» не является царицей. Оба должны сосуществовать как синонимы. А нынешним заполонившим «ханым» – желательно перейти к соответствующему им статусу «айым».
«Шариат». С момента обретения суверенитета, вместо того чтобы найти что-то новое, мы теряем то, что имеем. «Шариат» – то ли перешло от русских, то ли является проявлением обычного невежества. В Казахстане во все времена, во всей литературе – «шариғат». Можно привести сотни примеров. В арабском варианте между «и» и «а» есть гортанный звук «айн», который казахи всегда передавали глухим согласным «ғ» – «шариғат». Также, «ғалым», «ғұлама» и другие слова с созвучными звуками.
Если продолжать перечислять, нет конца обидам и сожалениям, связанным с языковой культурой. Обратим внимание на яркий пример в этом отношении – грубую ошибку, укоренившуюся в современном языке литературы и журналистики, встречающуюся даже у весьма уважаемых писателей прошлого. В естественном казахском языке после существительного во множественном числе окончание множественного числа не присоединяется к определяющему слову. Например, не «он один миллион казахов, живущих в своей стране», а «одиннадцать миллионов казахов». Не «двести двадцать тысяч немцев», а «двести двадцать тысяч немцев». Также, не «четыре-пять человек», «сорок-пятьдесят человек», а «четыре-пять человек», «сорок-пятьдесят человек»; тысяча овец, сто лошадей, тридцать коров, десятки строек, сотни заводов-фабрик и так далее.
«Одно горе порождает тысячу бед». Беспокойства вокруг языка много. Я не беспокоюсь о сфере применения казахского языка, его настоящем и будущем. Много раз говорил и писал об этом. Когда-то мы говорили, что казахи были одним из тридцати крупнейших народов мира. В советское время они подверглись прямому геноциду, погибли от устроенного голода, были сосланы, расстреляны, депортированы, попали на принудительный фронт между могучими чужими народами, подверглись преследованиям на своей земле, пережили унижения. Однако Казах-Ата пережил все эти ужасы, достиг нынешнего де-юре, хотя бы на словах, независимого времени и за последние сорок лет XX века увеличился в разы, сегодня также постепенно пополняясь, вошел в число самых многочисленных народов мира, шестидесяти крупнейших. Сейчас они составляют не менее семидесяти процентов всего населения на своей территории, и в течение следующих десяти лет должны достичь семидесяти пяти-восьмидесяти процентов. И, по мнению экспертов, к 2030 году, когда наше правительство, действительно, с другими громкими заявлениями будет заниматься этим, их доля составит более 90%! А русификация, которая является не просто паникой, а большой трагедией, – это временное явление. Мы писали раньше, что внуки казахов, не знавших русского языка, теперь останутся совершенно без казахского языка, так почему же внуки нынешних русскоязычных казахов не должны знать казахский язык.
Эта статья посвящена лишь одной ветви высокого уровня языковой культуры, и то – поверхностно – отдельным случаям искажения и искажения лексического запаса. Примеры небрежности в прессе, в некоторых литературных образцах, ведущей к безграмотности – когда отдельные слова, понятия приобретают совершенно иное значение. Особо вопиющие случаи, которые нам случайно бросились в глаза. Искаженные слова, понятия и выражения, используемые неправильно, иначе. Если говорить, то конца и края разговору не будет. Чего стоит одно название «совет». Семьдесят лет это было «совет». Полуграмотные, ложные националисты и небрежные писатели в одночасие сделали его «совет». «Советская власть». Ваша собственная власть. Близкое, приятное языку слово – родная власть. «Ханский совет», «совет биев», «совет, совет», «состояние совета». Ни одно из них не имело отношения к советской власти, теперь мы приравняли сам совет к совету. Об этом мы тоже писали. Пришлось повторить. За прошедшие семьдесят лет, и по сей день, во всей истории на земле говорят и пишут «совет». Англичане, немцы и французы, испанцы и итальянцы – все европейские народы. Не потому, что английский, немецкий, французский, испанский, другие мировые языки не имеют силы, а потому, что это историко-политический термин. Что за нелепость – СССР. Оказалось, «Союз Советских Социалистических Республик». Примем «совет», тогда почему «социалистический», почему «республика» – разве не «Содружество», или «Социальное», «Общественное» и «Республика»!? Ужасное, кровожадное название «КГБ», принятое всем миром, вошедшее в историю – оказалось близким сердцу «МҚК». И еще столько же вопиющих случаев. Невозможно перечислить. В первые годы независимости, когда я впервые увидел слово «колхоз» в прессе, я был ошеломлен, что это такое. Полагаю, что это какое-то объединение, возникшее в новую эпоху, построенное по-новому. Вскоре, возможно, через некоторое время, я наткнулся на проклятие под названием «кеншар». Только тогда я задействовал все волокна своего запутанного мозга и выяснил, что это такое. «Ұжымшар» – это колхоз, «коллективное хозяйство», а «кеншар» – еще проще – «советское хозяйство!» Говорят, у мудрости есть предел, а у этого чуда, имеющего противоположный смысл, предела нет. Говорили наши предки. Тем не менее, нас задевает издевательство Бората, вызывая всеобщее возмущение и гнев. Было бы правильно остановиться на «совете», «кеншаре». Даже «аптека» и «ресторан» в быту были переведены на казахский – «дәріхана», «мейрамхана»; у нас есть и «игровой дом» – «казино». Научно-технические термины, используемые в мировом обороте, без которых ваша грамотность не пройдет даже среднюю школу, почти все оказались в болоте «национальных патриотов», «защитников языка», и для казаха, обучавшегося на родном языке, они стали почти несуществующими. Пока только названия предметов, где используются эти термины – «физика», «алгебра», «химия», «математика» – стоят на своих местах, но в будущем они тоже могут быть переведены на «родной язык», например, «математика» сама собой просится: «есеп», или «есеп-қисап», возможно, «санамақ»; если у нас не хватит сил перевести остальное на казахский, последующие найдут смысл, возможно, уже нашли.
Новые явления, соответствующие нынешнему «прогрессивному веку, суверенному государству», это одно, а теперь мы начали исправлять прошлое, историю и литературу. Например, «Октябрьская революция» оказалась «Казанским переворотом»; «переворот» понятен, сами русские так его изменили – «переворот» – «Октябрьский переворот» – а у «Казана» нет никакой логики. Должен быть «Октябрьский переворот» без изменений. Это политическое, историческое название. А наше новое, высокоразвитое общество давит все. Последний пример – «Июньский указ 1916 года» – в истории это «Июньский указ». Не имеет значения. Прошедшее дело, и я считаю, что обновление названий месяцев в календаре было случайной ошибкой. Правда, чехи, где я прожил почти десять лет и пил воду, тоже когда-то адаптировали их к своему языку: январь – леден, апрель – дубен, май – кветен, ноябрь – листопад и так далее. В целом, бегство от международных терминов – это привычка, порожденная недостатком самоуважения, свойственная мелким народам. Пусть так. Однако, в прежних литературных образцах, в журналистике, по официальному названию того времени, все было написано. Правильно или неправильно, но это исторический документ, тогда никто не коверкал, говоря «июньский указ», название месяца в русском варианте проходило в своем виде. Самое удивительное – такая же активная, фанатичная невежество (по-русски «воинствующее невежество») наносит ущерб и прошлому наследию. Что получится, если мы внесем исправление «Казанский переворот» в тексты, написанные, опубликованные, распространенные в советское время. Это тоже возможно. Например, я своими глазами видел, как умелый редактор исправил названия месяцев в статьях Миржакыпа. Вероятно, не только Жак он подвергся такой обработке. То есть, не только начало XX века, но и все наследие последних семидесяти лет может быть полностью «исправлено» и обновлено. Как говорится, «если ветер качает верблюда, то козу увидишь в небе». Для поздних писателей рана еще легче. Конкретное свидетельство – мои собственные прежние и поздние записи. Я видел своими глазами, как очень знающие, освободительные, националистические редакторы, корректоры, чья политическая грамотность, а также национальное самосознание превосходили нас, свободно исправляли мои работы по своему усмотрению, и они выходили в журналах и книгах в таком виде. Ситуация повторялась несколько раз в год. Каждая – своя история. До сих пор, вспоминая, я теряю самообладание. Не говоря уже о повсеместном превращении «совет» в «совет», с которым вы столкнулись, трудно сохранять спокойствие, когда сталкиваешься с «советскими людьми», которых никто никогда не называл. Искажение вашего правильного слова, разбивка сложных, составных предложений на простые, соединение коротких, ударных предложений, смещение значимых, смысловых знаков препинания, наконец, даже открытие и закрытие скобок – все это огромный труд, проделанный ради вашего улучшения, бессмысленно. Потому что вы пока есть, живы, в последних изданиях вы восстановили прежний вид, исправили и упорядочили остальное, тщательно передали своему литературному наследнику. Тем не менее, беспокойство не утихает. Борцы за чистоту языка должны остановиться на этом. Самое страшное – ваше настоящее, что ждет все ваши труды, созданные на протяжении всей жизни? Не только вы, но и передовая казахская литература XX века – какое будущее ждет ваше национальное наследие, начиная с Мухтара Ауэзова и заканчивая Ильясом Есенберлиным? Говоря о наследии, разве не может само по себе богатое, обильное, гибкое, выразительное, смысловое, безгранично богатое казахское слово превратиться в мусор? Осталась только одна утеха. У развитых народов есть два разных понятия: «литературный язык» и «разговорный язык». До сегодняшнего дня у казахов не было различия между этими двумя сторонами. Это отражение единства нации, единства языка. Теперь… те «рожденные» и «мертвые» и другие удивительные, нелепые слова переходят на долю небрежных изданий, безграмотных писателей, и язык древних жырау и эпоса, Абая и Ауэзова, продолжающих их современных и последующих образцовых литератур, как бы оставаясь далеким островом в этом загрязненном океане, сохранится ли в первоначальном чистом виде – только эта надежда утешает. Пока что натиск «рожденных» слишком силен, он охватывает все четыре угла казахской духовности, и в ближайшее время не видно, чтобы они «умирали». Тем не менее, «Без надежды – дьявол», будем верить в истинное будущее, а не в обманчивое. Камень дробится, гора падает. Если «рожденное» реально, то «смерть» несомненна. Оно не «умрет» само по себе, если весь народ, имеющий хоть какое-то знание, не сбросит его с обрыва. Опережая завтрашний день, начиная с позавчерашнего, в конечном итоге.
Тем не менее, человек и общество в первую очередь живут в рамках сегодняшнего дня. Какие есть пути избавления от языковых искажений, достижения, по крайней мере, среднего уровня грамотности? Не буду утруждать себя, говоря об учебе, образовании, изучении и так далее. Скажу самый простой путь. По-русски есть «Толковый словарь», по-казахски – «Түсіндірме сөздік». Однотомный и многотомный. Наш однотомный был издан в 1999 году, когда я был в стране. Я был привлечен в качестве эксперта, а также полуредактора, чтобы контролировать значительную часть рукописного варианта и давать свои мнения и советы, вместе со мной участвовали известный писатель Кабдеш Жумадилов и опытный переводчик Нияз Сыздыков. Он был подготовлен Институтом языкознания. Он охватывает значительный объем казахского языка – 50 тысяч слов. На основе примеров из казахских литературных образцов, а не выдуманных. От негодного «қаймана» до многих слов вы легко найдете точное, конкретное значение. Более сложный и более надежный – десятитомный «Түсіндірме сөздік» тоже существует. Он был издан в 1970–1980 годах. Это результат четвертьвековой тщательной, кропотливой работы Отдела словарей Института языкознания Академии наук. Он был реализован под руководством выдающегося специалиста казахского языкознания, знатока родного языка академика Акмади Ыскакова. Для каждого нарицательного слова дается точное определение и несколько соответствующих примеров – цитируются из известных литературных образцов и демонстрируются различные варианты употребления. Я слышал, что этот десятитомник был дополнен и переиздан в последние годы. Возможно, это правда. В основном, следует обращаться к этому многотомнику. Если его нет, то есть однотомник. Возможно, он тоже был недавно издан. Желательно, чтобы он был у каждого пишущего человека, который надеется на лучшее.
Я сам родился и вырос в гуще древнего словаря алаш – Чингистау, Сары-Арка, где нетронутый слой, с момента открытия глаз, слушая и впитывая в себя старинные сказки, легенды, древние эпосы, кисса-хикаят, в юности тщательно читая образцы народной литературы, произведения выдающихся писателей прошлого и настоящего, и, наконец, осваивая древние наследия, начинающиеся со времен Тюркского каганата, постигая мудрость чагатайской литературы, исследуя произведения прежних поэтов, жырау, изучая рукописные памятники в архиве Академии наук, даже углубляясь в литературу родственных татар, киргизов, ногайцев, каракалпаков – в результате неустанных, упорных поисков, я думаю, что постиг родной язык – казахский язык – на максимально возможном уровне, и, несмотря на это, до сих пор, когда возникают какие-либо сомнения, или когда я хочу уточнить, дополнить, я обращаюсь к этим «Түсіндірме», а также к «Региональным» и «Синонимам», словарям Абая и «Пути Абая». Сколько бы вы ни были искусны, вы все больше осознаете ценность своего богатого родного языка, ваша уверенность в том, что вы имеете, возрастает. Незнание – не самый большой грех, грех – не стремиться к знанию. Неправильные употребления, которые мы перечислили с самого начала, были ошибками, которые легко исправить, если приложить немного усилий. К сожалению, мы были вынуждены так долго говорить о столь очевидных ситуациях.
Мухтар Магауин
Из Соединенных Штатов Америки. Апрель, 2016 г.
Газета «Жас Алаш»