В свое время наши предки называли китайцев «двадцатью четырьмя шуршитами», а индийцев – «семнадцатью делдирами». Они уже тогда знали, что такое огромное количество народов состоит всего из двадцати с небольшим фамилий. Страна Алтынхан, являвшаяся частью этих народов, граничила с древними найман-керейскими ханствами и, зная, что найманы были тогда самым большим ханством, называла их хана «Дауан» (великий князь), а керейского хана – «Уан» (простой князь). У китайцев буква «Да» читается и как «Дай». Таким образом, «Дауан» постепенно трансформировалось в «Дайуан», а затем в «Тайан». А керейский хан «Уан» (простой князь) постепенно превратился в «Уан хан Тугурыл». Его даже европейские миссионеры называли «Иван поп».
После падения найманского ханства в 1204 году и поражения от Чингисхана, хан Кушилик нашел убежище в Киданском (каракитайском) ханстве в южном регионе современного Казахстана и взял власть в свои руки. Вскоре он собрал вокруг себя рассеянных найманов и правил до 1218 года, что известно всем. Следовательно, это ханство находилось под властью Кушилика почти 15 лет. Согласно воспоминаниям хана Абулгази Бахадура, от Кушилика остались четыре наследника: Талосал, Аленсал, Баянсал, Потогосал. Слову «сал» Абулгази дал толкование «принц». Кроме того, имеются письменные источники о сестре Кушилика по имени Асис и его сыновьях Абугане, Абыгаше, Ешмухате, а также о его отряде из 2 тысяч всадников.
Чингисхан уделял особое внимание ханским родам при назначении людей на должности в системе управления. Он оказывал должное внимание потомкам вождей найманских, керейских, жалайырских, унгутских (уак) племен, не оставляя никого без внимания. Тот факт, что при правлении чингизидов в Средней Азии найманский Жолым би правил в Мервском регионе, найманский Назар би – в рыбном регионе, найманский Кобыс би – в древнем городе Мерв, найманский Толегетай би – в древнем регионе Озкент-Туркестан, найманский Жанмухамед би – войсками хана Шайбани, свидетельствует о нашем мнении.
Говорят, что недалеко от города Самарканд в Узбекистане есть два зимовья под названием «Окиреш» и «Окирек». Коренными жителями этих зимовий являются наши найманские братья, вошедшие в состав узбеков. По их словам, которые не пережили кочевую жизнь, «окиреш» означает «большой бык». То есть, это означает, что они являются потомками найманского хана Иннаниг Бука хана.
В 1999 году в Пекине вышла книга под названием «История торгутов». В этой книге говорится, что род «торгутов», проживающий в Китае, является потомком керейского хана Тугурыла. Они разделились на две группы: «Еки кере» и «Бак кере». «Еки кере» – это великие кереи, то есть прямые потомки хана Тугурыла, а «Бак кере» – это малые кереи, то есть потомки общины хана Тугурыла. В книге говорится: «Первая династия – Маргуз хан, вторая династия – Куршакуз хан, третья династия – Уан хан Тугурыл, четвертая династия – Арсалан, пятая династия – Амекулан…», а начиная с шестой династии, появляются монгольские имена.
Точно такая же ситуация наблюдается и в жизни одного из потомков Кушилика, правившего в центральном Китае. После смерти Таян