В последние годы интерес читателей всего мира к Чингисхану возрос. Много стали говорить о его смерти, месте захоронения, родине. Не говоря уже о других, некоторые наши исследователи прилагают все усилия, чтобы сделать Чингисхана казахом.
Некоторые говорят: «В Монголии нет мест под названиями Бурхан-Халдун, Турген. Такие названия есть в Нарынкольском районе Казахстана», — предсказывают они.
Эти ложные сведения вводят в заблуждение казахских читателей. С целью исправить эту одностороннюю ошибку и сформировать историческую правду, мы предлагаем следующую статью.
***
Во время экспедиций в Монголии я два-три раза бывал у подножия горы Бурхан-Халдун, но не поднимался на вершину. 1 сентября прошлого года я решил подняться на вершину этой горы и увидеть комплекс под названием «Тэнгир обасы» (Курган Небес), который, как говорят, является местом захоронения Чингисхана.
В состав нашей группы входили известный бизнесмен из Баян-Ульгия по прозвищу «Пеш Мурат» Мурат Дакейулы, Бауыржан Баярулы, Жан-Тегин Каржаубайулы (археолог), а также Д. Нарангэрэл и Бат-очир.
К Бурхан-Халдуну ведут две дороги. Одна — дорога длиной 500 километров через аймак Кентай. Вторая — короткая дорога длиной 250 километров через сомон Мөнгөн-Морьт (Серебряный конь). Мы выбрали короткую дорогу. Проехав через угольную шахту Багануур, мы направились на север, миновали сомон Мөнгөн-Морьт и пересекли три небольшие речки под названием Үш-бүркі (в древнетюркском памятнике Моюн-чор написано Үш-Бүркү). Это притоки, берущие начало от реки Керулен. Затем, преодолев высокую гору под названием «Тәңір босағасы» (Порог Небес), мы пересекли реку Турген, один из истоков реки Онон. Река берет начало с южной стороны горы Бурхан-Халдун. Проехав 20 километров от реки Турген, мы достигли подножия горы Бурхан-Халдун.
Солнце садилось, окрашивая небо в красный цвет. С окрестных гор доносилось пение птиц. Горы были покрыты густым лесом. Лес, непроходимый для человека. Гора Бурхан-Халдун, подобно самому Чингисхану, сурово смотрела на нас сверху. В этот момент ветка ближайшего дерева зашуршала. Присмотревшись, мы увидели несколько белок, гоняющихся друг за другом и играющих на ветвях большого дерева. Белки пристально смотрели на нас. Их невинные, блестящие глаза трогали душу. Вы могли ощутить чистоту, прозрачность, непорочность руками, глазами и сердцем. Как удивительна была природа-мать!
Мы разбили палатки и легли спать. Рано утром, встав, мы направились к горе по узкой тропе. У подножия горы была построена насыпь высотой 5-6 метров, похожая на два столба, из длинных жердей. На насыпь из жердей в качестве подношения были повешены сотни небесно-голубых флажков (шарып). Каждый, кто приходил поклониться Бурхан-Халдуну, совершал молитву у этой деревянной насыпи, обходил ее 9 раз по ходу солнца, читая молитвы и загадывая желания. Монголы, считающие Бурхан-Халдун священной горой, не прекращали своего поклонения даже во времена социализма.
По словам эколога-милиционера Баярсайхана, хранителя горы, женщинам и людям чужих национальностей запрещено подниматься на эту гору. Поскольку казахов считают народом монгольского происхождения, к нам не было претензий.
От подножия до вершины горы 6 километров. Дорога на гору крутая. Она круто уходит в небо. Гора состоит из четырех уступов. Центральный курган находится на первом уступе. Затем идут второй, третий и четвертый уступы. После второго уступа леса нет. Верхняя часть горы становится голой. В лесу росли сосны, лиственницы, березы, черемуха, ивы, ели. Если сойти с узкой тропы, невозможно пройти между деревьями. На лиственницах растет кедровый орех. Белки питаются его семенами. Кроме того, на земле лежали спелые ягоды — земляника, клубника, красная и черная смородина, вишня.
Мы добрались до центрального кургана на первом уступе. На его площади была установлена хорошая ограда, а вокруг расставлены скамейки для отдыха людей. За памятником была установлена деревянная насыпь высотой 5-6 метров из сосновых жердей. По монгольской традиции, десятки небесно-голубых флажков (шарып) были повешены на ней в качестве подношения. Рашид ад-Дин в своем труде о внуке Хубилай-хана, Камале, писал: «…Долина Бурхан-Халдун — это древняя великая земля, священное место, где родились предки. Эта земля находится под охраной Камала. Таких охраняемых мест девять. Четыре великие земли — это земля и пять мест. Эти места никто не посещает. Эта охраняемая земля — место, где создавали и устанавливали изображения (статуи) Великих (ушедших великих предков), сжигали благовония из можжевельника и очищали. Камал (Гамал) установил там место поклонения (барык)» (Пэрлээ.Х.1963, стр.72). Под «великой землей» здесь подразумеваются Чингисхан, Толуй, Мункэ, Куйюк, а под остальными пятью местами, возможно, Арик-Бука и жены ханов.
Рашид ад-Дин указывает, что установка места поклонения (барык) в этом священном месте началась после смерти Хубилая в 1294 году.
«Барык» — это место поклонения в религии Тэнгри. Древние тюрки, жившие на монгольском плато, до принятия ислама исповедовали религию Тэнгри. Начиная со времен Мукан-кагана (552-572 гг.), у них сложился обычай строить места поклонения (барык) для ханов и великих людей и совершать там молитвы. Комплексы с памятниками Кюль-тегина, Бильге-кагана, Тоньюкука, Ишбара-тархана являются такими местами поклонения. В этих местах нет останков великих людей, их тела хоронили на священных, труднодоступных горах, а сверху возводили курганы разного размера. Один такой курган находится в 10 километрах к востоку от комплексов Кюль-тегина и Бильге-кагана. На горе Шивэти-Хайрхан насчитываются десятки таких мест захоронения великих людей эпохи Кок-тюрков.
Наша группа, поднявшись от центрального кургана, медленно взошла на третий уступ. Именно здесь скалы заканчиваются, словно отрезанные ножом. Выше продолжается голая скалистая порода, смешанная с щебнем и песком.
Мы прошли между третьим и четвертым уступами, останавливаясь и отдыхая. Верхняя часть четвертого уступа ровная. В центре этого уступа возведен большой комплекс-курган. Местные жители называют этот комплекс «Тэнгир обасы».
Поднявшись на четвертый уступ, мы немного отдохнули и легли на спину на зеленую траву. Небо было ясным, как чаша. Не было ни малейшего ветерка. Был теплый, золотой день осени. Чувствовался какой-то особенный приятный аромат. Он словно таял в теле, успокаивая душу и сердце, не правда ли?! Я лежал, удивляясь этому удивительному, успокаивающему аромату. Вдруг Бауыржан сказал:
— Что это за удивительный запах! Вы почувствовали? — спросил он.
Все парни были поражены. Мы гладили траву, брали каждый стебелек, нюхали. Трава была высотой около локтя. Стебель каждого колоска был довольно жестким и рос плотно. Мы решили, что этот аромат исходит от этой травы. Пока мы сидели в этом удивительном состоянии, к нам подошел эколог-милиционер Баярсайхан. Он присел, достал из кармана своего просторного монгольского дэли (халата) украшенный узорами кожаный мешочек. Развязав его, он достал красную лаковую табакерку с коралловой пробкой и, ударив ею пару раз по голенищу сапога, вынул коралловую пробку. Затем, черпая тонкой серебряной ложечкой, прикрепленной к коралловой пробке, мягкий насвай из лаковой табакерки, он втянул его в обе ноздри. После этого он полузакрыл коралловую пробку лаковой табакерки и протянул ее мне. Это был знак уважения. По монгольскому обычаю, гостю предлагают табакерку с полузакрытой пробкой. Если же пробку закрывают полностью, нажимая большим пальцем, это означает, что у него есть обида на вас. Я взял немного насвая из табакерки, понюхал и, следуя монгольскому обычаю, вернул ее ему.
Баярсайхан предложил свою лаковую табакерку всем сидящим, открыв ее.
— Хан-баба сегодня благоволит вам, — сказал он.
— Что вы имеете в виду? Я не понял, — ответил я.
— Я, как хранитель этой горы, прихожу сюда с паломниками 10-15 раз в год. Чаще всего я сопровождаю их до подножия горы или до центрального кургана, а затем остаюсь. Сегодня, поскольку погода была хорошей, я дошел до Тэнгир обасы и обошел его. На вершине горы погода не всегда бывает такой приятной. Летом вершина горы постоянно окутана облаками, дождем и ветром. А зимой там всегда бушуют снежные бури. Сегодня, наоборот, все спокойно. Я удивлен вами, кто вы такие? — спросил он и замолчал.
— Я ученый-историк. Специалист по древней истории кочевников! — ответил я.
— Ваши намерения чисты. Поэтому, наверное, и погода такая благоприятная. Хан-баба принял вас с духами предков. Ваш путь будет удачным, и ваши дела завершатся успешно, — сказал он с удовлетворением. Затем он помолчал и добавил:
— Некоторые с сомнением относятся к этому священному месту, где хранится тело хана-бабы. Иногда из средств массовой информации мы слышим, что это не тот комплекс, где хранится тело хана-бабы. Что вы знаете об этом, расскажите, пожалуйста, — попросил он.
— Тогда ответьте мне на следующие вопросы. Эту гору Бурхан-Халдун называют истоком трех рек. Поэтому народы, живущие здесь, издревле называют себя «монголами трех рек». Покажите и назовите реки, берущие начало от Бурхан-Халдуна, — попросил я. Он аккуратно убрал табакерку в свой красивый мешочек, спрятал его в карман и начал свой рассказ.
— Вы сами хорошо знаете, что холмы, раскинувшиеся к западу, востоку, северу и югу от Бурхан-Халдуна, в общем называются хребтом Кентай. С северо-восточной стороны той вершины берет начало один из притоков знаменитой реки Онон. Другой приток — это река Турген (Тургэн — означает быстрый, стремительный), которую вы вчера пересекли, с сильным течением. А реку, протекающую перед Бурхан-Халдуном, сегодня мы называем Богда. С южных холмов берет начало река Хурах. Эти реки — Богда, Турген и Хурах — впадают в реку Онон и направляются на восток.
Река, что находится к западу от нас, — это большая Бурки, а за ней — средняя и малая реки Бурки, являющиеся истоком знаменитой реки Керулен. Керулен течет точно на юг, затем резко поворачивает на восток и впадает в озеро Кёлён. С западной стороны хребта Кентай берут начало реки Кара и Боро, впадающие в реку Тул. С севера реки Хиргут и Чике пересекают монгольскую границу и впадают в реку Селенга на территории России, — подробно объяснил он и замолчал.
— Вы очень хорошо рассказали об известных трех великих реках — Онон, Керулен, Тул, берущих начало от хребта Кентай, в том числе от горы Бурхан-Халдун, и о малых притоках, впадающих в них. Теперь я расскажу вам, как расположение этих рек сохранилось в оригинальных текстах, написанных между 1295 и 1307 годами.
В «Тайной истории монголов» (ТИМ), «Истории мира» Рашид ад-Дина, «Золотом повествовании» Лубсандандзана говорится, что Чингисхан был похоронен на горе Бурхан-Халдун, и приводятся названия больших и малых рек и их описания. Рашид ад-Дин писал: «Из ущелья на правой стороне горы Бурхан-Халдун берет начало Келурен (Керулен), с восточной стороны — Онон, с юго-востока — Кыркачу (нынешняя река Хурах), немного севернее нее — Чику, с северо-запада — Калаку (Хилго), с юго-запада — Кара (ныне Кара), Бурачиту, а юго-западнее нее — река Тула» (Рашид ад-Дин, I, II тома, стр. 234). Как видите, названия рек, записанные Рашид ад-Дином, сохранились до наших дней без изменений. Этот хребет Кентай древние тюрки (VII-VIII вв.) называли «kejre taγ» (гора кейре). Одну из великих рек, берущих начало от горы Бурхан-Халдун на хребте Кентай, они называли «Кейре үгізі» (река Кейре). Это сегодняшняя река Керулен. Три реки, берущие начало с юго-запада этого хребта Кентай, были записаны на каменном столбе как «Үш бүркү». Эти три малые реки дошли до нас, не потеряв своих древних названий.
Как вы упоминали выше, сегодняшние монголы называют реку «Үш-бүркі» передней, средней и малой Бурки.
Река Онон, берущая начало с восточной стороны Бурхан-Халдуна, течет полноводно. Река Хурах, о которой вы упоминали, в трудах Рашид ад-Дина называется «qyrγaγ». Значение этого слова — «изгиб». Вероятно, она была названа так потому, что берет начало с южного изгиба хребта Кентай. А река Чике названа в честь древнего племени шекти. Названия мест и рек — это чистая история. Замечаете ли вы, как они напоминают о событиях тысячелетней давности? Река Кара, берущая начало с юго-запада, в трудах Рашид ад-Дина называется «Кара», а в древнетюркском тексте VIII века — Кара (Теркин III.19). Неужели название VIII века нашей эры сохранилось до наших дней, не забывшись?
Он сделал небольшую паузу и задумался. Я воспользовался этим моментом:
— Часть тюрков, живших здесь в VIII веке, осталась здесь. Они сохранили названия мест и передали их вам до сегодняшнего дня. Позже они были омонголены и ассимилировались среди вас. Возможно, потомки людей той эпохи до сих пор живут среди вас, — сказал я. — Река, которую вы назвали «Боро», берущая начало из этого ущелья к юго-западу от Бурхан-Халдуна, у Рашид ад-Дина названа «Бурачиту». Сегодня ее название сохранилось почти без изменений. Кара и Боро берут начало из двух ущелий и впадают в реку Тул.
Река Тул, берущая начало из того соснового ущелья к западу от Боро (Бурачиту), о котором вы упоминали, в текстах памятников Кюль-тегина, Бильге, Эль-этмиш Бильге, Тоньюкука, написанных в VIII веке, записана как «toγaly (тогалы)» (Тюй.25; Терк.17.). Значение этого слова — «изгибаться». Эта река Тул, берущая начало от горы Бурхан-Халдун на северо-востоке Монгольского плато, протекает через Улан-Батор, затем отклоняется на юго-запад, минуя ставку Он-хана (Тогрула) кереев, и впадает в реки Орхон и Селенга, а затем в Байкал. Как мы видим, она течет от северной Монголии до центральной Монголии, а затем снова поворачивает на север и впадает в Байкал. Поэтому она и была названа «Догалы» (Изогнутая) река.
— Простите, если я вас обидел! В последнее время в наших монгольских средствах массовой информации распространился слух, что казахи делают Чингисхана казахом. Как это так?
— В некоторых газетах и интернет-сайтах Казахстана полно таких мнений. Вы спросите, кто это говорит? Дилетанты, сенсационеры. Они пишут все, что им придет в голову, не проводя научного анализа. В детстве в нашем селе жил старик по имени Жекей. Он был красноречивым, знал шежире, выдумывал и рассказывал истории, о которых никто не слышал и не думал. Я до сих пор помню, как он говорил: «Иосиф Виссарионович Сталин на самом деле был казахом. Его звали Жусуп Бессарыулы Болат. Русские перевели его имя и сделали русским».
А вот ни один из казахских историков-специалистов не прибегает к такой болтовне, не пишет подобного. Если копнуть в шежире Чингисхана, то от самого Борте-Чино он чистый монгол. Он с самого начала мечтал объединить племя мэнгу и создать государство. Его мечта осуществилась в 1196 году. В период с 1196 по 1206 год, после того как Чингисхан подчинил кереев, найманов, чжурчженей, киданей, он назвал свое государство «Мәңгі ел» (вечное государство, которое впоследствии трансформировалось в монгольское) и объявил его империей всех кочевников. Как видите, он объявил его общей империей не только народов, ныне называемых монголами, но и тюрков, монголов, маньчжуро-тунгусов, арслан-уйгуров Восточного Туркестана. Мы должны, опираясь на этот указ Чингисхана, оценить империю «Мәңгі ел» (монгольскую) как принадлежащую и тюркам. Потому что государственное устройство этой империи (ел, төр (власть), каган, хан, буйрук, тургак (ночной страж), кешиктен (постоянная армия ханской ставки), десятеричная система, шерик, курень, улус, сойыркыл, татвар (налог) и т. д.) унаследовано от Кок-тюрков. Они повторили и развили готовую модель государственного устройства Кок-тюрков в неизменном виде. Секретарь Чингисхана Чингай Чинсан был кереем. А по происхождению Чингисхан был из рода киятов. После падения хуннской империи кияты разделились на две части. Одна часть стала называться тюркскими киятами (у нас — Коркыт-Ата и т. д.), а другая часть — монгольскими киятами. Чингисхан был одним из потомков этих монгольских киятов — из рода племени боржигин (что означает «волк-тегин»). Древние корни казахов (тюрков) и монголов таковы. Это доказано всеми тюркологоми мира. Поэтому, возможно, известный алтаист-тюрколог, наш старший брат Б. Базылхан доказал, что 40% корневых слов и 60% аффиксов в современном казахском и монгольском языках совпадают.
Казахские ханы и торе (чиновники) с 1224 года, после образования Золотой Орды, и в период с 1455 по 1846 год были потомками Чингисхана. Если эти два братских, родственных народа, вместо того чтобы спорить, кому принадлежит Чингисхан — мне или тебе, будут поддерживать друг друга, это принесет пользу нашим историческим урокам, культурному наследию и духовному богатству.
Он был так доволен моим рассказом:
— Какая историческая информация существует о том, что под этой горой Бурхан-Халдун, под этим «Тэнгир обасы», хранится тело хана-бабы? — спросил он с энтузиазмом.
— Вы, вероятно, хорошо читали «Тайную историю монголов», помните ли вы события, описанные там? — спросил я.
— Если я скажу, что знаю «Тайную историю» наизусть, я солгу. Но я помню все события, описанные там, — ответил он.
— Вы, наверное, помните, что с тех пор, как прародитель Чингисхана — Борте-Чоно, и его жена Куба-Марал (по-монгольски Гуа-Марал — С.К.) пересекли моря и озера, прошли горы и пришли сюда, и у них родился сын по имени Батачи, этот хребет Кентай стал постоянным местом обитания монголов. Батачи (Баташи-баталы) позже стал ханом. Поэтому монголы, живущие здесь, назывались «монголами трех рек». «Тайная история» и Рашид ад-Дин писали, что Чингисхан родился у восточного подножия хребта Кентай, а его юность прошла в окрестностях этой горы Бурхан-Халдун. Древние памятники свидетельствуют, что эта гора была местом зимовки и летних пастбищ Чингисхана с его прародителей. Поэтому Бурхан-Халдун является его вечным пристанищем после смерти. Самый древний источник об этом — «Джами ат-Таварих» (История мира), написанный под руководством Рашид ад-Дина: «В 624 году по хиджре, в месяц Рамадан (август-сентябрь 1227 года), в середине осенних месяцев года свиньи, на пятнадцатый день, он покинул бренный мир, оставив ханский престол и каганат своему золотому потомству», — (Рашид ад-Дин, М.1952, т.І. кн.ІІ-237-стр.). А в китайских средневековых источниках написано: «Великий завоеватель мира скончался от тяжелой болезни 25 августа 1277 года в возрасте 66 лет в городе Цин Шуй Сяний Си Цзянь, недалеко от горы Лео Пань Шань».
В вышеупомянутом труде Рашид ад-Дина «История мира» написано: «Зная, что он не сможет выздороветь от этой болезни и умрет, Чингисхан приказал своим нойонам: «Пусть никто не знает о моей смерти. Не плачьте и не кричите. Пусть враг не узнает, что случилось. Когда тангуты выйдут из крепости города, уничтожьте всех!»
«…По приказу хана нойоны скрыли случившееся до выхода тангутов из крепости города и сохранили это в тайне. Когда они вышли, всех уничтожили. Таким образом, они привезли его тело обратно. Уничтожив всех встреченных людей и животных, они достигли Ордоса. Все сыновья хана — принцы, и нойоны, сопровождавшие его, плакали и скорбели» (Рашид ад-Дин, М.1952, Т.І кн.ІІ. с.234).
Это место, где остановилось тело Чингисхана, монголы признали «Священной землей» и превратили в место поклонения «Эзэн хороо» (место обитания хана-хозяина). С 1227 года до сегодняшнего дня народы монгольского происхождения поклоняются этому месту. В последнее время китайские власти построили здесь большую ставку и превратили ее в место, привлекающее туристов со всего мира.
Проведя несколько дней в Ордосе, Чингисхан отправился в свое постоянное место жительства — хребет Кентай. От Ордоса до хребта Кентай более 1200 километров. Не останавливаясь ни днем, ни ночью на телеге, они, вероятно, ехали полтора или два месяца. Возникает вопрос, как они перевозили тело в течение всего этого времени.
По прибытии в малую ставку Чингисхана, расположенную у реки Хурлэх недалеко от горы Бурхан-Халдун на хребте Кентай, начались споры о том, где похоронить тело Великого Кагана. Рашид ад-Дин пишет об этом: «Однажды Чингисхан, охотясь на горе Бурхан-Халдун, увидел священное дерево (дерево джекен — многоветвистое, необычной формы дерево). Его вид показался хану особенным. Он отдохнул там некоторое время. Хан был взволнован и сказал: «Это место, которое примет меня в последний раз, запомните это».
Услышав это, плачущие люди повторяли это снова и снова. Потомки хана и эмиры, согласно его (Чингисхана) приказу, похоронили его там» (Рашид ад-Дин. М.1952. І.І кк-ІІ с. 234).
Английский дипломат Н.У.Кэмпбелл в 1902 году вместе со своим старым знакомым фон Гротом увидел ритуальное место поклонения губернатора Монголии китайского царства Цин в Монголии. Там был установлен сосновый стол, натянуты веревки, привязаны флаги из разноцветной ткани, были керамические сосуды, остатки пищи и медный светильник с китайскими иероглифами. На светильнике была надпись «12-й год Цин-Лун (1748 г.)». Длина кургана (tumulus) была измерена и составила 228,6 м, ширина — 188,8 м. (Кэмпбелл 1903, стр. 513). К.У.Кэмпбелл пришел к выводу, что этот каменный курган на Бурхан-Халдуне является местом захоронения Чингисхана. (Кэмпбелл К.У. 1903, стр. 514).
Из информации в путевых заметках К.У.Кэмпбелла мы видим, что сюда приходили поклоняться не только монголы, но и постоянные губернаторы китайского царства в Монголии.
В своем труде «Возникновение животных и установление власти в мире» Богдо-хана написано: «Великий Чингисхан, сын Небес, правил 22 года и скончался. Его драгоценное золотое тело было помещено на ханскую гору Кентай. Сохранилась информация о том, что даже великие Богдо не имели права подниматься на эту священную гору». Конечно, Богдо-хан, имея древние исторические сведения, записал это.
В 1921 году была создана «Государственная комиссия по определению года рождения и места захоронения Чингисхана», в состав которой вошли директор Научно-исследовательского института исторических записей О.Жамьян, а также авторитетные историки Монголии того времени Л.Дэндэв, Бат-Очир и другие. По предварительным предположениям этой комиссии, сделанным в 1926 году, было сделано заключение, что тело Чингисхана захоронено на горе Бурхан-Халдун.
Известные ученые, исследовавшие историю кочевых ханств Центральной и Средней Азии в средние века, такие как В.Бартольд (1966), Д.Оссон (1956), Б.Я.Владимирцев, китайские историки Р.Сайшаал (1991), Ринчин (1987), монгольские историки Амар (1940), Х.Пэрлээ (1963), Ш.Нацагдорж (1991), С.Бадамхатан (1997), З. Батсайхан (2008) пришли к выводу, что тело Чингисхана захоронено на горе Бурхан-Халдун хребта Кентай.
Археолог З.Батсайхан и историк Ж.Бор, используя геофизический прибор японской геологической разведки для определения руд и минералов под землей, провели магнитные и радиометрические исследования в 108 точках «Тэнгир обасы». В результате было установлено наличие гроба с останками человека на глубине 20-30 метров. Результаты этого исследования были опубликованы девять лет назад. В связи с этим тогдашний президент Монголии Х.Энхбаяр издал указ о запрете раскопок «Тэнгир обасы» на Бурхан-Халдуне, где, предположительно, похоронен Чингисхан.
Европейский исследователь Ш.Шмидт, изучив монгольскую историческую летопись «Эрдэнан-эрх», пришел к выводу, что «тело Чингисхана не было доставлено полностью в Монголию. Была привезена и захоронена лишь небольшая его часть» (Рачневский. 2006. стр.99-100). Подобных историй много.
Древние саки (скифы), кидани, жившие в Центральной и Средней Азии, практиковали мумификацию. Кочевники очень легко делали мумии. В китайском труде «История пяти царств» написано, что после смерти киданского хана Дэгуана в городе Луаньчэн, его тело нужно было доставить на гору Муешань, где хоронили предков киданей. Там они извлекли внутренние органы Дэгуана, заполнили полость солью, сделали мумию и доставили ее в большой некрополь (Таскин 1984. С, 205, 508). Кидани — народ монгольского происхождения. Вероятно, монголы также хорошо освоили этот метод. Точно так же, доставив тело Чингисхана в Ордос, они извлекли его внутренние органы и похоронили их там. На месте захоронения внутренних органов был построен дворец, ставший сегодняшним туристическим центром «Эзэн хороо (Место обитания хана)». Иначе, на пустом месте не установили бы статую Чингисхана и не поклонялись бы ей.
Тело такого великого человека, как Чингисхан, и священное место его упокоения хранились в строжайшей тайне. У него было много врагов и друзей. Чтобы не допустить осквернения тела духа, его хранили в строжайшей тайне, распространяя ложную информацию. Приведу лишь один пример. В 1232 году до нас дошел труд китайского посланника Сунского царства Пэн Да-я, путешествовавшего по Монголии, под названием «Путевые заметки о черных татарах». В нем написано: «У монголов нет могил, где бы они ни хоронили людей, они просто засыпают место захоронения землей» и пускают табун лошадей, чтобы оно выглядело как естественная земля. Этот рассказ позже породил информацию о том, что место захоронения Чингисхана было скрыто, пустив по нему табун лошадей.
Как строго хранилось в тайне место захоронения Чингисхана, хорошо описано в историческом труде «Көк судыр (Синяя летопись)». В нем говорится: «Золотой гроб хана был обшит серебром и помещен в железный гроб, было подготовлено четыре таких гроба… Третий гроб хан похоронил за Алтайскими горами, на вершине Ханской горы, на скалистой горе, выкопав тысячелетнюю яму. Сверху засыпали землей, выровняли и установили каменный знак. Четвертый знак был помещен в лоно Бурхан-Халдуна, в сторону реки Онон, также была сделана тысячелетняя яма, похоронен, поверхность выровнена, сверху построена каменная насыпь (курган), создано место для поклонения духу» (Көк судыр 2005.-378 стр.).
Таким образом, на горах четырех великих хребтов Монголии были сделаны и похоронены четыре гроба, установлены каменные курганы, следы были скрыты. В то время.
Эколог-смотритель Баярсайхан удивленно задумался. Затем спросил:
— Есть ли сведения о том, что традиция хоронить великих людей на вершине горы существовала до Чингисхана?
— Очень много. Тела великих людей древних кочевых тюрков в раннем средневековье были захоронены на вершине горы. Установлено, что тела Кюль-тегина и Бильге-кагана были захоронены на горе Шивэти к востоку от комплекса Кюль-тегина, а тело Ел-этмиш Бильге Турайын-кагана — на горе Шивэти-Кызыл (Шивээт Улаан).
Тело Угэдэй-хана было похоронено на ледяной горе Алтая (Рашид ад-Дин. том.ІІ.). Тело Сорхагтан-хатун — на Бури-биик (Рашид ад-Дин. І ІІ стр. 228) вдоль реки Сэлэнгэ. Тело сына Угэдэя, Кайдана, было похоронено на горе Сункарлы между реками Или и Шу в казахской земле (Рашид ад-Дин. І ІІ. стр. 12).
Тела основателя китайской династии Тан Гоа Цзу, его сына Тай Цзуна, жены-хана Уцзе-Тянь, киданских ханов Абозцзи, Шулюйпин были похоронены на горе. Как мы упоминали выше, тела сыновей Чингисхана — Мункэ, Толуя, сына Угэдэя — Куюка — были похоронены на плечевых горах недалеко от Бурхан-Халдуна на хребте Кентай, — закончил я свой рассказ.
***
После небольшого отдыха мы двинулись с южной стороны большого комплекса, следуя по направлению солнца, согласно обычаю кочевников. Вокруг комплекса была каменная ограда.
На плите за оградой было несколько десятков ям. В углублениях, немного ниже края этих ям, сохранились каменные обломки. Взяв каменные обломки, мы обнаружили лишайники каменного века. После этого мы начали осматривать камни, насыпанные на вершине комплекса-кургана. Вот это да! Лишайники с камней с плиты были найдены и на вершине комплекса.
Таким образом, было установлено, что строители комплекса-кургана использовали и пустые камни с уступа горы.
Обойдя комплекс, мы направились к северо-востоку. Провели стратиграфическое наблюдение на окрестностях.
Внизу было видно, что камни на мысе горы разрушены и повреждены. Мы быстро спустились туда. Естественное образование камней на мысе было нарушено. Были специально выкопаны и подготовлены каменные обломки.
Когда мы увидели большой комплекс, мы внутренне удивлялись, откуда было привезено столько камней. Похоже, ответ на этот вопрос был найден здесь.
Мы пришли к выводу, что строители комплекса-кургана добывали камень с мыса горы к северо-востоку от горы Бурхан-Халдун и построили каменный курган длиной 290 м, шириной 180 м и высотой 22 м.
Эти два больших факта сами по себе доказывают, что большой комплекс под названием «Тэнгир обасы» является священным местом, построенным руками людей.
Разрывать горы и строить каменные курганы в то время, похоже, не было для монголов трудностью. После смерти Чингисхана, младший сын династии Толуй (Тулуй) взошел на трон Кагана (императора) Монгольской империи в 1227-1229 годах и держал бразды правления до избрания нового Кагана. Под его командованием было 101 000 человек. А в ставке было 129 000 тургаков и кешиктенских воинов. (Груссе Р. 2004-51 стр.). Это немалая сила. Сила, способная раскопать не одну, а несколько гор.
***
Когда мы, не спеша, попили чай и отправились в путь, над вершиной горы Бурхан-Халдун сгустились черные тучи, усилился ветер и начался дождь. Позади осталась священная гора Бурхан-Халдун. Впереди лежал перевал под названием «Тэнгир босаға».
По прибытии в Улан-Батор мы посетили Научно-исследовательский институт истории и археологии. До этого иностранные ученые, проводившие археологические раскопки хуннских (гуннских) могил на монгольской земле в течение трех-четырех лет, не предоставляли нам свои научные отчеты, сколько бы мы ни просили.
После возвращения с Бурхан-Халдуна мы еще раз попытались поговорить, и директор института сразу же дал нам разрешение и нашел удобный кабинет для работы. Кроме того, нам разрешили работать с недавно найденным текстом Кок-тюрков на земле аймака Сухбатар.
Так завершилась наша летняя экспедиция.
Кто постиг тайны сил природы? Возможно, дух великого человека, покоящегося под «Тэнгир обасы» на горе Бурхан-Халдун, поддержал нас.
Да, именно так! В наших карманах был «анда ағашы» (дерево дружбы), а великая любовь к наследию предков вела нас вперед. Мы оставляем Бурхан-Халдун позади, удаляясь. Этот завет Чингисхана перед смертью доносится до нас сквозь глубину веков:
Пусть устанет моя душа,
Но пусть моя милостивая власть (Төр)
Не уйдет из рук,
Пусть изнеможет мое храброе сердце,
Но пусть мой единый улус не распадется!
Каржаубай Сарткожаулы,
тюрколог, профессор.
«Түркістан»