Все многогранные вопросы он свел к одному: кто я, действительно ли я это я, или просто пустая оболочка, или призрак кого-то другого?..
В прессе появились некоторые мнения о поэзии Акберена Елгезека. Из них видно, что творчество поэта — это сложное произведение с множеством направлений, которое невозможно уложить в какую-либо одну формулировку. Но все эти многогранные вопросы он свел к одному: кто я, действительно ли я это я, или просто пустая оболочка, или призрак кого-то другого? Не слишком ли обманчиво отражение, смотрящее на нас из зеркала? Или у него есть основа? Если есть основа, то какая? Самое интересное, что он не удовлетворяется просто быть определенным субъектом, он стремится погрузиться в космологическое сознание, равное Земле и Небу, предшествующее субъектности, и, кроме того, он хочет взвесить полные чудовищ образы постсубъектного сознания, которое подключается к различным системам через различные современные интерфейсы. Разве древние китайцы не говорили: «Да сохранит тебя Бог от рождения и жизни в эпоху перемен»? Следовательно, Акберен Елгезек — это порождение и мыслитель, жертва и исследователь, проводящий эксперименты над собой в эту самую эпоху перемен. Многие его стихи написаны в эстетике шаманских зикров. Давайте рассмотрим одно из них:
Между Днем и Ночью, когда сознание смещается,
Бродят туманные, полные сомнений облака в саду.
Все звуки мира сливаются в один поток,
Из моего сознания доносится звук дюр-кобыза.
Если шаман, танцующий с духами предков, представит себе,
То струны моего разума затронет внутренний светильник.
Если скорбный голос расколет грудь небес,
Ты узнаешь, поймешь тесноту этого мира.
Действительно ли «Перестройка», возникшая после распада Советского Союза, не была ли переходным периодом от тоталитарной ночи к рассвету, направление которого еще не определено? Наш поэт еще более точно формулирует свою мысль, говоря «когда сознание смещается». Не пережили ли мы, действительно, с момента обретения независимости в девяностые годы, процесс смены нашего сознания, разума, бытия? Мы перешли от социалистической политической системы к капитализму, погрузились в рыночные отношения и, так или иначе, выжили. Раньше мы кричали: «Построим чисто национальное государство», затем говорили: «Лучшая политика — многовекторная», «Присоединимся к пятидесяти, затем к тридцати развитым странам». А теперь, как ни в чем не бывало, смотрим на нашего бывшего колонизатора Россию и утираем рот сухой травой.
А теперь, пока наша власть то мечется туда, то прячется здесь, на этот мир успело прийти новое поколение казахов: им нужно жить, им нужно найти свое место в этом мире, они хотят, чтобы это время смены сознания не затягивалось, а пришло к определенному моменту и шло по четко выбранному пути. Судя по темам и эстетике, поднимаемым Акбереном, он является наставником для этого поколения, предлагающим новые ценности. Самое главное из них — Акберен предостерегает от грубых мыслей, скоропалительных решений, привычных шаблонных действий. В этом он похож на Гамлета, созданного Шекспиром. Действительно, я бы назвал Акберена Елгезека казахским Гамлетом. А в эстетическом плане Елгезек многому научился у Оскара Уайльда и французских сюрреалистов. В нем есть мистический оттенок, но аналитика и вдумчивость преобладают. В этом плане он также перекликается с прозой Максата Малика. Если вы помните, Уайльд в «Портрете Дориана Грея» впервые отделил образ от нарисованного человека, рассматривая их отдельно. Точно так же и Елгезек в анализе своего героя проходит через различные состояния.
Пустое пространство прошлого,
Своей темнотой проникает и забирает душу.
В запутанном мире зеркал,
Я брожу, не находя себя.
По моему мнению, здесь молодой поэт выражает протест против взгляда старшего поколения на современный мир. «У них не глаза, а лишь остались их места», — говорит он, и «они давно превратились в тьму». А разве глаз не орган, созданный для того, чтобы видеть? Если из него видна только тьма, кому он нужен? Самое сложное у нас — это легитимация молодого поколения со стороны старших, аксакалов. Если из их двуличных уст не выйдет ни одного слова признания, похвалы, то сколько бы ты ни смотрел в зеркало, ты не найдешь себя. Если вернуться к ситуации Гамлета, о которой только что говорилось, то он потерял отца из-за греха, совершенного его матерью, и теперь рискует остаться принцем, не признавая своего отчима. Поэтому его родная мать стала ему чужой, весь мир стал чужим, и он чувствует себя совершенно одиноким, не зная, что делать, все действия кажутся бессмысленными. Разве он не находит решения этой ситуации, поставив театральное представление, раскрывающее всю правду? Точно так же Елгезек сделал основой всей своей поэзии чувство отчуждения, внутреннего протеста против общества, которое все еще погрязло в прошлом.
Однако сейчас ряды старшего поколения редеют, по каким ценностям сможет объединиться следующее поколение? Будем ли мы прославлять только наши национальные ценности, или будем вместе со всей общечеловеческой цивилизацией? Честно говоря, настоящая интеллигенция у нас сейчас исчезла со сцены, сейчас развиваются такие типажи, как политики, бизнесмены, спортсмены и журналисты. Сейчас корпоративное сознание преобладает над всем. Положение в сельской местности стало совсем плачевным. Вместе с тем резко возросло число верующих. Казахстан, который раньше был светским и занимал второе место в Советском Союзе по уровню высшего образования, теперь, кажется, сам не знает, куда идет. В такой период появление поэта, такого как Акберен Елгезек, который заботится только о сегодняшнем дне, о нуждах современности, я считаю надеждой и счастьем для развивающейся нации.
Ауезхан Кодар
культуролог, писатель и переводчик
«Азаттык»
30 октября 2015 г.