В последнее время искусственный интеллект стал широко применяться в бизнесе. В связи с этим группа экспертов в области технологий сделала свои прогнозы о том, как эта тенденция изменит обычную работу.
По их мнению, технологии автоматизации должны использоваться не для замены людей, а для улучшения работы сотрудников. Тем не менее, специалисты предупреждают о некоторых трудностях при внедрении таких технологий, как искусственный интеллект и роботы. К роботам они отнесли программное обеспечение и машины.
Могут ли роботы заменить людей?
«Не стоит слишком беспокоиться о том, что роботы заменят людей, вместо этого нужно искать новые способы совместной работы с искусственным интеллектом», — говорит Челси Чен, основатель компании «Emotech». Эта компания выпускает голосовое устройство «Olly», которое пытается понять смысл человеческой речи и уловить настроение говорящего.
По словам Чен, человек лучше различает живые чувства, чем компьютер. Устройство Olly также может определить настроение клиента по его голосу. Но это не искреннее чувство, а навык, освоенный после длительных тренировок. «Роботам будет сложно заменить человека в любой важной работе», — говорит она.
По мнению Ману Делл’Аквила, менеджера по технологическим изменениям компании «Red Commerce», необходимо поручить машинам дела, отвлекающие сотрудников от основной задачи. Автоматизация административной работы позволит эффективно использовать труд сотрудников.
Однако в некоторых случаях автоматизация действительно может привести к потере рабочих мест. Например, беспилотные автомобили вполне могут заменить профессиональных водителей. Возможно даже, что в некоторых учреждениях сотрудники сами будут обучать компьютерные программы, которые их заменят. «Лично я хотел бы создать условия для полноценной работы, внедряя автоматизацию совместно с коллегами», — говорит Ману Делл’Аквила.
Можно ли поручить роботам важные для бизнеса дела?
Сесилия Харви, исполнительный директор компании «Quant Network», занимающейся вопросами безопасности, сомневается, что автоматизированные системы могут управлять важными процессами, опираясь на свой двадцатилетний опыт работы в банковской сфере. По ее словам, представители компаний-поставщиков технологий много говорят о том, что их продукция повышает эффективность работы и экономит средства. Но при этом умалчивают о возрастающем риске принятия неверных решений.
По словам Харви, «все ошибаются, будь то человек или робот». Поэтому основное внимание следует уделить автоматизации внутренних процессов. Здесь упущения не приведут к серьезным проблемам. «А вот в случае риска негативного влияния на клиентов или наказания со стороны контролирующих органов, я бы избегала использования искусственного интеллекта», — говорит Харви. Такие ошибки могут нанести ущерб репутации фирмы и привести к огромным убыткам.
Аластер Жардин, руководитель отдела продуктов сервиса «Trint», преобразующего устную речь в письменную, заявил о рисках, связанных с данными, необходимыми для создания систем искусственного интеллекта. Обычно для развития своих систем они используют большие объемы данных в виде аудиозаписей и письменных текстов. «Мы должны быть уверены в данных, которые используем для обучения», — говорит Жардин. Например, если в данных, на которых обучалась автоматизированная служба транскрипции, присутствуют нецензурные слова, система может использовать их в работе.
По словам Жардина, возникли проблемы с конфиденциальностью личных данных и этические вопросы, связанные с данными, на которых обучаются системы искусственного интеллекта. Технологические гиганты, такие как Amazon и Google, используют большую часть собираемой ими информации в качестве обучающих данных. «Вызывает беспокойство, что Amazon не уделяла должного внимания соблюдению конфиденциальности при сборе голосовых данных. Google занимается тем же. Они используют наши личные данные для обучения своих алгоритмов без нашего разрешения», — говорит он.
Необходима полная прозрачность
Потребители должны знать, общаются ли они с людьми или с компьютерной программой. Все эксперты пришли к такому общему мнению. «Я всегда выступала за полную публикацию информации и за то, чтобы потребители знали, что разговаривают с роботом», — говорит Харви.
Несмотря на то, что еще предстоит решить множество проблем, эксперты возлагают большие надежды на ближайшие пять лет. По словам Харви, использование систем искусственного интеллекта улучшит условия труда на предприятиях. Например, чат-бот будет ежедневно спрашивать сотрудников, что им не нравится в работе. Жардин ожидает, что сотрудники сами начнут устанавливать системы искусственного интеллекта на рабочих местах без помощи специальных специалистов. По словам Чен, поскольку автоматизированные системы будут подключать все больше клиентов и снижать затраты, учреждения смогут использовать системы искусственного интеллекта для обеспечения населения по всему миру качественной медициной и образованием.
Делл’Аквила отметил, что такие технологии будут внедрять предприятия, стремящиеся расширить свой бизнес, а не уволить сотрудников. «Я хочу, чтобы предприниматели провели революцию искусственного интеллекта по собственному желанию, а не под давлением властей или технологических групп», — говорит он.
Оригинал статьи: theguardian.com